АРХИВ:

Андрей Коваленко: В своей жизни и карьере ничего менять бы не стал

25.02.2020 10:09 | 7275#
Андрей Коваленко: В своей жизни и карьере ничего менять бы не стал

Каждый визит Андрея Коваленко в Балаково, несмотря на то, что это происходит ежегодно, не только для любителей хоккея, но и для людей далеких от спорта – всегда событие.

Казалось бы, мы знаем о нем все с самого детства. Но интерес к его личности с годами не ослабевает.
Этим летом единственный из балаковцев олимпийский чемпион отметит 50-летие. Об этом и многом другом - в его большом эксклюзивном интервью.

- Андрей Николаевич, какое качество вы более всего цените в человеке?

- Порядочность и преданность. Преданность своему делу, своей семье, друзьям. Эти качества должны преобладать у каждого, чтобы наш мир был лучше, чище и светлее.

- Не считаете ли вы, что зарплаты игроков КХЛ неоправданно завышены и это развращает хоккеистов?
- В этом виноваты не сами игроки, а боссы, которые платят такую зарплату. Много раз обсуждал эту тему с руководителями клубов и ответ всегда простой: мы вынуждены платить больше, потому что не можем найти на рынке достойных игроков. Сейчас рынок маленький, уровень подготовки слабый. Хотят схватить среднего игрока, а как его схватить? Заплатить больше. Я разговаривал на эту тему в свое время с Александром Ивановичем Медведевым, когда он был президентом лиги, и говорил ему: если вы мне предложите выгодный контракт, я ведь не скажу «нет». Хотя я понимаю, что мне уже далеко за 40, и я не потяну, но я соглашусь и буду как могу играть. Но это же вы мне предложили, не я к вам пришел. Так что да, проблема соотношения цены и качества существует. Но это уже на совести генерального менеджера клуба, президента и спонсоров, которые дают деньги.

- КХЛ создавался по образу и подобию НХЛ. Можно сказать, что КХЛ приближается к своему заокеанскому образцу?

- По уровню игры мы не приблизились к НХЛ, это очевидно. Любая команда НХЛ на голову сильнее наших. Мы можем выиграть у них 1-2 игры. Где-то в прессе писали, что у нас есть топовые клубы, которые могут сражаться с НХЛ-овскими, но поверьте отыграть 80 игр на таком же уровне, как у НХЛ — таких команд у нас нет.

- Что вам больше всего не нравится в себе?
- Не знаю, у каждого есть свои плюсы и минусы. Самому тяжело себя оценивать. Знаю, что я взрывной по характеру. Меня легко завести, но я так же легко отхожу. И если я не прав, то всегда приношу извинения.

- Отсюда корни конфликта, когда год назад в матче ветеранов вы надавали по щам судье Владиславу Киселеву?
- Во-первых, не надавал, а был определенный толчок, но все это на совести самого Киселева скажем так.

- Вам доставалось самому во время игр?
- Конечно, хоккей один из самых травмоопасных видов спорта. Это жесткая мужская игра, когда и силовые приемы применяются. Но, слава Богу, у меня не было ни переломов, ни других тяжелых травм. Если не считать сотрясений головного мозга. У любого хоккеиста при столкновении на большой скорости уже может быть микросотрясение, не говоря уже об ударе в голову. Раньше, когда я играл, можно было бить в голову и это считалось нормой. Так что сотрясение было у каждого второго. Это сейчас по правилам такой удар считается грубым нарушением и жестко карается.

- Ваш старший сын Николай делает сейчас большие успехи в хоккее. Кто был круче в этом возрасте он или вы?
- Считаю, Коля пока еще ничего не добился. То, что он стал чемпионом молодежной лиги два раза и три раза выиграл Кубок мира среди клубных команд – это лишь первые ступеньки той лестницы, по которой хотелось бы, чтобы он прошел. Кто круче я вряд ли скажу, мы с ним по этому поводу часто спорим. Он меня в шутку спрашивает: «Папа, а вы во время игры хоть потели?». Каждому времени, наверное, свой стиль и темп игры. Они сегодня быстрее. Они в движении на голову выше, чем были мы. Мы старались играть в пас, нас этому учили на каждой тренировке. Нынешний хоккей вырос в скоростях, он теряет в технике. Хотя у нас до сих пор еще играют ребята, родившиеся в 80-е годы и у которых еще осталась закалка советского хоккея. Еще можно увидеть красивые комбинации и пасы.

- Какие любимые цветы у вашей жены?
- Она любому букету рада. Есть у нее французские розы. Но все зависит, наверное, не от букета, а от самого внимания. Иногда достаточно букета ромашек или обычных цветов в зимний день.

- Есть много версий почему вы выбрали для себя 51 номер. Какая из них соответствует правде?
- Когда пришел в команду было всего три свободных номера, вот и вся правда. Сначала мне дали 21 номер, я отказался. Меня долго отговаривали от 51-го номера. Это был номер фарм-клуба (резервная команда для обкатки молодых игроков – прим. авт.). Но я сказал: ну и что, что фарм-клуба, я все равно буду играть под этим номером и буду играть в первом составе команды. Сезон у меня тогда сложился удачно. Контракт был подписан так, что из 84 игр я должен был сыграть больше 42. То есть если больше половины игр я сыграю, то он превращается в односторонний и отправить меня в фарм-клуб уже не имеют права. Я отыграл в первый сезон 81 игру. Так и остался за мной 51-й номер до конца карьеры. Но мой первый тренер Владимир Ильич Кулаков при очередной нашей встрече меня похвалил. Молодец, говорит, что ты взял 51 номер. Это же 5 школа, 1 микрорайон! А вообще в «Торпедо» я начинал под 24-м. Потом, придя в ЦСКА мне достался 26-ой, потому что под 24-м там играл Сергей Макаров. Несколько лет я отыграл под 26-м, а под 51-м я играл с 92-го года. Это самый долгий и самый счастливый номер.

- Какой автомобиль вы подарили своему первому тренеру Владимиру Ильичу Кулакову?
- Это было довольно давно. А автомобиль был марки «Лада».

- Сколько стоят ваши наручные часы (швейцарские Ulysse Nardin, выпускаются с 1846 года - авт.)?
- Ну, я не знаю, сколько они стоят в магазине. Это подарок супруги. Часы она мне дарит.

- Когда выиграть Кубок Гагарина будет так же престижно, как взять Кубок Стэнли?
- Любой хоккеист в КХЛ мечтает поднять Кубок Гагарина над головой. Для него он наверное дороже, роднее и ближе, чем Кубок Стэнли. В НХЛ не все попадают. Были многие великие спортсмены, которые отыграли более 20 лет в НХЛ, но ни разу не доходили до кубка. Взять хотя бы моего сына. У него мечта выиграть с «Локомотивом» Кубок Гагарина и для него этот кубок, наверное, дороже, чем любой другой.

- Место куда вам хочется возвращаться снова и снова?
- Место, где тебя ждут. Это дом, это семья, дети. А во-вторых, это родной Балаково, малая Родина, где до сих пор живут мо друзья, с которыми я начинал играть в хоккей в 7 лет. С которыми я ходил в одну школу, один класс и с которыми я до сих пор общаюсь.

- Вы играли как-то в Ночной хоккейной лиге с Владимиром Путиным. За него или против?
- Я играл не один раз. Такие матчи проходят ежегодно в Сочи с 2012 года. Обычно 9-го мая мы на параде, а потом 10-11 числа играем. Играл я как в одной команде с президентом, так и в другой. Все зависит от жеребьевки перед самой игрой.

- День рождения тещи помните?
- Кто ж забудет такое! Мне повезло и с тещей, и с тестем. Доводилось жить и под одной крышей, и под разными, но дискомфорта я никогда не ощущал.

- Классик говорил, что в России две беды: дураки и дороги? Согласны?
- Насчет дорог согласен полностью. Потому что сам часто езжу за рулем, прекрасно вижу и понимаю какие дороги в стране. Я автолюбитель и если есть возможность доехать до места за 5-6 часов на машине, то я сел и поехал. Не на поезде, не на самолете, а на автомобиле. Предпочитаю Тойоту. Как купил в 2005 году именно эту марку так ей и не изменяю. Только обновляю модели.

- Вы возглавляете профсоюз КХЛ с момента его создания в 2008 г. У нас в стране профсоюзы малоэффективны, если не сказать больше – мертвы. А как у вашего профсоюза, получается отстаивать интересы игроков?
- И с организацией хоккейной лиги, и с организацией профсоюзов было сделано много. Особенно первые 5-6 лет. Мы приложили все усилия, чтобы хоккеист был хоть как-то защищен. Я во время собраний с игроками всегда привожу пример из собственного опыта. У меня был подписан контракт с «Локомотивом». Так вот через год его разорвали со мной в одностороннем порядке, и я уехал без всякой компенсации. Уехал в Омск, подписал там контракт на два года и снова через год меня увольняют. Сейчас, если клуб захочет разорвать с вами контракт, то он обязан за это заплатить. Добились мы этого не сразу, а только в 2010 году. Я два года ходил и уговаривал президента лиги дать игрокам такую гарантию. Плюс к этому хоккеисты теперь дополнительно застрахованы компанией «Согаз». У руководителей клубов появилась обязанность лечить игроков и восстанавливать их здоровье в случае травм, при этом не увольняя. Раньше, если хоккеист получил травму, то с ним запросто могли распрощаться. Кроме того, у нас работает социальная программа поддержки игроков, которые завершили карьеру. Мы выплачиваем нуждающимся хоккеистам определенную сумму денег. На сегодня по этой программе выплачено уже более 35 млн. руб. Ну и конечно защита интересов игроков в дисциплинарных комитетах, судах. Порядка 95% дел мы выигрываем.

- Сколько платят игроки в профсоюз?
- Взнос составляет 1% от суммы контракта. Если у мальчишек зарплата по 12-15 тысяч, то у них получается 120-150 руб., а кто-то платит 100 тысяч.

- У хоккеистов есть множество забавных примет. Великий защитник Рэй Бурк после утренней раскатки полностью вытаскивал шнурки из своих коньков, а перед игрой вставлял их обратно. Илья Ковальчук разговаривает со своими клюшками. А какие приметы у вас?

- У каждого игрока что-то есть. Я например, всегда одеваю коньки с левой ноги. То есть сначала зашнуровываю левый ботинок, потом правый. Если команда проигрывает, и не удается забить гол, то меняю шнурки. Могу во время игры несколько раз поменять клюшки. У меня всегда с собой было не меньше пяти клюшек во время турнира. А мог, если клюшка приносила удачу, три игры подряд ее не менять.

- Какая школа хоккея все же сильнее – советская или современная российская?
- Думаю, советская. Об этом сами за себя говорят факты. На протяжении многих лет сборная страны была непобедимой. В советской школе было больше энтузиастов. Было больше возможностей. Сейчас ведь многие родители не могут позволить себе даже хоккейную форму купить ребенку. Хоккей превратился в один из самых дорогих видов спорта и это отталкивает детей, родителей.

- В этом году вам стукнет 50. Оглядываясь назад, что бы изменили в своей жизни?
- Наверное, у каждого в жизни есть такие моменты, которые он хотел бы изменить. Я говорю своим детям: посмотрите на меня и не делайте моих ошибок в жизни. На что Коля мне отвечает: папа, все равно я должен пройти через эти ошибки сам и только в этом случае смогу их оценить и понять. Но в целом считаю, что спортивная карьера у меня сложилась достаточно хорошо. И в личной жизни то же самое, у меня есть любящая супруга, есть дети. Что еще нужно человеку для счастья? Так что если бы была возможность что-то изменить в прошлом, я бы ничего не менял. В свое время меня поменяли из клуба «Колорадо» в «Монреаль» и я встретил свою супругу. Не поменяли, прошел бы мимо. И не было бы ни Коли, ни Дани, ни Вани. Так что я бы ничего менять не стал.

Андрей Коваленко: В своей жизни и карьере ничего менять бы не стал
Андрей Коваленко: В своей жизни и карьере ничего менять бы не стал
Автор: Андрей Будякин
0
Нравится
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
НОВОСТИ ВЧЕРА
19.04.2024 9:39 | 188 | 2

Приглашаем на работу