АРХИВ:

Гуру танца по имени Жанна

09.06.2020 13:02 | 1881#
Гуру танца по имени Жанна

Совсем недавно ансамбль индийского танца «Санджукта» Балаковского Дворца культуры стал лауреатом престижного Первого Международного хореографического конкурса «Время Онлайна».

Народный коллектив, которому через год исполнится 20 лет, выдал, как говорится, информационный повод рассказать о его уникальности его и его обаятельного худрука.

Что стоит за этими победами и какой ценой они даются, знает только индийский бог Шива, небесный покровитель классического танцевального стиля Бхаратанатьям, в котором выступает коллектив. Ну и конечно, земной создатель и руководитель «Санджукты» Жанна Быстровидова.

В представлении обывателя индийские танцы ничем особенно не отличаются от всех остальных восточных танцев. Соблазнительная игра животом и бедрами, схожие наряды. На самом деле, смеется Жанна Вячеславовна, между ними нет ничего общего. Восточные танцы зародились в гаремах, их предназначение - развлекать и заводить. Индийские взращены в храмах, как служение богам. В восточных танцах работают в первую очередь мышцы спины и живота. В индийских — это работа рук, ног, шеи. Восточные танцы вряд ли могут похвастаться глубоким смыслом. Индийские же, напротив, это целые фолк-эпопеи. В них каждый жест, каждое движение брови , даже выражение лица имеют глубинный смысл.

Например, бхаратанатьям самый древний в Индии храмовый танец, которому, страшно сказать, более 5 тысяч лет. Не случайно в школах, где преподают это искусство, царит особая атмосфера, где учителя-гуру являются непререкаемым авторитетом, и ученики почитают их почти как богов.

В одной из таких школ в Дели три года постигала тайны сакрального танца наша балаковская девушка. Причем обучалась у одной из самых известных гуру Джаялакшми Ишвар. Эти года стали для Жанны без сомнения самым счастливым временем в жизни. Она прикоснулась наконец-то к тому, к чему так долго и упорно шла с 12 лет. Да-да, читатель, любовь к Индии зародилась в душе девочки, когда однажды она увидела в передаче «Творчество народов мира» классический индийский танец. Школьница была настолько поражена ритмом, движением, буйством красок исполнителей, что с того момента думала только о том, как всему этому научиться. В 17 лет вместе с двумя подругами Жанна организовывает в Дворце строителей любительский кружок индийского танца "Бхарат". Учителями для подружек был... телевизор и видеомагнитофон. Девчонки сами разучивали танцы, которые видели в кино. Черпали информацию о культуре Индии, где только могли. На сэкономленные на школьных обедах деньги покупали ткань и сами шили себе костюмы, даже сделали своими руками чеканные украшения. Жанна завела переписку с обществом советско-индийской дружбы, писала в Дели и Калькутту. Брала уроки английского языка. Сама выучила хинди. Причем настолько, что спокойно может общаться с индийцами, смотреть индийские фильмы в оригинале. Слава об увлеченной девушке дошла до посольства Индии в Москве. И однажды ей позвонил директор культурного центра индийского посольства и пообещал, что сделает все, чтобы Жанна поехала учиться в Дели. И сдержал свое слово.

По возвращении из Индии в 2001 году Быстровидовой сразу же предлагают ставку в Городском ДК. Упустить такого ценного специалиста Вера Николаевна Масякина, просто не могла. Так и появилась первая в городе, да и в области настоящая профессиональная школа классического индийского танца. Жанна Вячеславовна создает «Санджукту», коллектив, в который устремляются десятки балаковочек. На стыке веков индийские танцы благодаря зрелищным индийским фильмам были чрезвычайно популярны отбоя от желающих учиться не было. В коллектив попадали по конкурсному отбору.

Сейчас времена изменились. Прежней тяги к индийским танцам и кино нет - на счету буквально каждый ученик. Изменился и возрастной состав учеников. Если раньше это были 17-20-летние барышни, то теперь в основном дети и подростки. Многих детей в ансамбль теперь приводят мамы, которые когда-то сами учились у Быстровидовой.

Но принципы обучения остаются прежними. Здесь все, как в настоящей индийской школе классического танца. Те же высокие требования, те же, очень непростые тренировки, схожие подчас со спортивными тренировками в восточных единоборствах. Танцоры часами отрабатывают прыжки на полусогнутых ногах, оттачивают жестикуляцию. Физическая нагрузка настолько высокая, что некоторые не выдерживают и уходят.

Одна беда, сетует наша героиня, стиль Бхаратанатьям настолько сложен и малопонятен простому зрителю, что здесь некому оценить по достоинству уровень профессионализма танцовщиц. Прежде чем показывать тот или иной танец зрителю приходится расшифровывать, о чем же в нем говорится.

Поэтому в ансамбле обучаются не только классическому стилю. Бхаратанатьям – это база, которую проходят все. Ну а потом ученики осваивают и эстрадные танцы в стиле болливуд, и фольклор. В репертуаре у коллектива есть и стилизованные танцы. Танцуют и под Чайковского, и под рок музыку. Быстровидова как-то поставила театрализованную постановку на русскую народную песню «Вот кто-то с горочки спустился». Доение коров, сенокос, ухаживание деревенского парня за девушкой в индийском стиле, в индийских костюмах, через своеобразную жестикуляцию - все это произвело на зрителей неизгладимое впечатление.

Кстати, танцевали в «Санджукте» и влюбленные пары. Одна из девушек, занимавшаяся в коллективе, обучила языку жестов своего парня. Артём увлекся настолько, что со временем и сам пришел в ансамбль. Он же привел потом в ансамбль и своего друга. За 20 лет существования в коллективе было всего несколько парней. А ведь храмовый танец создавался изначально в первую очередь под мужчин.

Костюмы своим воспитанникам Жанна Вячеславовна все эти годы изготавливает своими руками. Ей пришлось освоить и звукорежиссуру, и фотодело, технологию рекламы. Она, вот уж точно, и швец, и жнец, и на дуде игрец.

Многие из однокашников и учениц Быстровидовой, сделавшие карьеру в столицах, удивляются, почему она застряла в провинции с ее-то знаниями, опытом и энергией. Жанна Вячеславовна отвечает на это просто: люблю свой город!
В это трудно поверить, но есть в провинции люди, для которых карьера не главное. Ее предназначение – учить людей искусству танца, прививать им любовь к древнейшей индийской культуре и традициям и через эту любовь становится добрее, выше, чище.

Лучшая награда для гуру Быстровидовой – это теплые отзывы благодарных учениц, которые пишут, звонят и приезжают к ней со всех концов страны, многие из которых сами давно стали преподавателями. Это десятки побед коллектива на самых разных конкурсах и фестивалях всероссийского и международного уровня.
Когда в посольстве Индии в России узнают, что они учились у Быстровидовой, то говорят «О, после такого преподавателя вам надо в Индию к высшим гуру, ниже нельзя никак!».

Гуру танца по имени Жанна
Гуру танца по имени Жанна
Гуру танца по имени Жанна
Гуру танца по имени Жанна
Гуру танца по имени Жанна
Гуру танца по имени Жанна
Гуру танца по имени Жанна
Гуру танца по имени Жанна
Гуру танца по имени Жанна
Автор: Андрей Будякин
0
Нравится
НОВОСТИ ВЧЕРА