Слово о старейшем приходе Балакова и его настоятеле Анатолии Шумове
Если вы не утруждаете себя пешими прогулками по старому городу, то вряд ли видели храм Казанской иконы Божией матери. Старинные кирпичные стены церкви, окрашенные в белый цвет, скрываются меж таких же домов-ровесников в глубине улицы Братьев Захаровых.
Только золотая луковка-купол, выглядывающая из-за крыш, выдает расположение храма. Но старшее поколение знает: старейший из ныне действующих храмов Балакова работает здесь уже почти 75 лет. Отправляемся в первый послевоенный 1946 год. Еще не все выжившие в страшную войну фронтовики вернулись домой. Последний храм в Балакове был закрыт еще в 30-е, и на волне сталинского послабления к церкви в военное время местная община выбивает разрешение на обустройство молельного дома. Для этих целей на общие средства выкупается кирпичный дом, ранее принадлежащий врачу. В здании всем миром делается ремонт.
Коренные балаковцы, преимущественно старообрядцы, отнеслись к делу серьезно. Как заканчивалась служба, прихожане отправлялись чистить храм, помогать по хозяйству... Худо-бедно приход жил. Не везло балаковскому храму лишь с руководством. Только вдумайтесь, за первые 15 лет его существования в нем сменилось 22 настоятеля! В 1961 году, попрощавшись с очередным, староста общины приехал в Саратов просить нового. В ответ уставшие от ротации духовники молвили:
«Мы вам даем последнего священника, его не удержите, закроем церковь».
От себя добавим: единственную на тот момент во всем Балаковском районе. Эту историю старейшего в нашем городе прихода рассказала мне улыбчивая бабушка, с которой я познакомился у церковной лавки Казанского храма. Ее зовут Агриппина и она вдова Анатолия Шумова – того самого 23-го настоятеля, отдавшего этому приходу 31 год. Отец Анатолий закончил Саратовскую семинарию, а в момент приезда в Балаково ему всего 29 лет. С помощью Божией и прихожан построил сторожку, установил котел и водяное отопление (раньше топили печь дровами), позже провел газ, оборудовал трапезную.
– И все это под надзором властей, которые все время пытались углядеть какую-нибудь уголовщину, – рассказывает мне Агриппина. – А то поедет на отпевание, так с него власти требовали показать квитанции. Бывало, идут по улице в храм прихожане с детьми, так милиционеры наказывают с детьми не заходить, а крещение и вовсе являлось страшным проступком.
Отца Анатолия и прихожан песочила городская пресса, их называли мракобесами. Но несмотря на гнет в храм приходили сотни людей не только из города, но и с окрестных сел, а богослужения велись почти ежедневно. Настоятель был несгибаем: проводил службы, отпевал умерших, крестил детей. Невозможно сосчитать, сколько наших читателей старшего и среднего возраста крестил Анатолий Шумов за 30 с лишним лет службы, сколько направил на истинный путь. В перестроечном 1989 году РПЦ передали здание храма на Балаковке. За восстановление взялся отец Анатолий, к началу 90-х ставший настоящим духовным лидером нашего города. Казанский храм со всеми иконами переехал в храм Святой Троицы, восстановление которого продолжалось. Увы, Анатолию Шумову не удалось увидеть окончания работ, он умер в 1995 году.
Когда стены храма опустели, в нем расположился швейный цех, но производство здесь не задержалось, здание несколько лет пустовало, а потом в нем организовали воскресную школу. В начале 2000-х храм было решено восстановить. Дело было поручено сыну Анатолия Сергею, который своим трудом восстановил Храм, в котором его отец отслужил 3 десятилетия. Сейчас сын продолжает дело отца – служит протоиереем в Троицком храме...
– Приход небольшой, но до пандемии на службы приходили десятки людей , – делится со мной нынешний настоятель храма отец Сергий, что служит здесь уже 6 лет. – Службы проводим по выходным и в двунадесятые праздники. Люди, в основном пожилые, молодежь привыкла ходить в Троицу. Но эти стены особые, они помнят людскую веру в самые темные времена нашей истории.