Максим Потапов: “Меня самого пронимает до дрожи!“
На протяжении всей беседы с художественным руководителем и режиссёром Балаковского ТЮЗа не покидало ощущение, что общаюсь с помолодевшим Филиппом Киркоровым.
И дело не только во внешнем сходстве, но и в манере общения – артист и вне сцены продолжает пребывать в образе. Играет лицом, жестами, интонациями, делает эффектные паузы – актерская натура, как шило из мешка, всегда вылезает наружу.
Максим Потапов, пожалуй, самый молодой худрук и режиссёр в театральной истории Балакова, 17 сентября 2019 года ему исполнилось всего 35 лет. Однако за его плечами 14-летний опыт режиссуры в театрах России и Казахстана. Наш разговор состоялся в преддверии открытия театрального сезона, поэтому в интервью «из первых уст» мы постарались узнать не только премьерные новости, но и некоторые тайны театрального закулисья.
– Максим, уже известно, что театральный сезон в ТЮЗе откроется с «бомбы» – музыкальным спектаклем «Вий». Кроме людей, причастных к созданию спектакля, его никто не видел, но уже ходят слухи, что это будет нечто грандиозное. Молва преувеличивает?
– Все решит зритель. По моему мнению, этот спектакль не стыдно показывать на самых престижных театральных фестивалях. В нем много музыки, в которой есть роковые нотки, украинские песни и церковные песнопения. На черновых прогонах в некоторых моментах меня самого пронимало до дрожи!
– А много ли в сценарии спектакля осталось от произведения Гоголя?
– У нас нет отклонений от оригинального текста. Естественно, есть сокращения, но никакой отсебятины. Гениальное произведение в этом не нуждается.
– В репертуаре ТЮЗа был спектакль «Чучело», который понравился зрителям, но после премьерного показа куда-то исчез. В чем причина?
– Некоторые актеры, задействованные в спектакле, уехали из города, однако спектакль в ближайшее время будет восстановлен, и в нем будут задействованы актеры из нашей молодёжной театральной студии. «Чучело» – удачный спектакль, который особенно интересен старшей школьной аудитории. Скоро вы его увидите с обновленным актерским составом.
– Говорят, в театре немалая текучка кадров?
– У нас практически нет текучки. В коллективе сложились прекрасные взаимоотношения, какие бывают у единомышленников, занимающихся любимым делом. В труппе работают 19 человек, средний возраст которых не превышает 35 лет (возраста самого Потапова. – Ред.). Исключение составляют наши уважаемые актрисы Алла Ткач, Людмила Бакаева, а также актёр Юрий Савельев. Словом, сформирован костяк труппы, с которым можно решать любые, даже самые дерзкие, творческие задачи.
– Хочу задать вопрос, ответ на который наверняка хотели бы услышать многие местные театралы. Был драматический театр им. Е. Лебедева, вместо него появился безымянный ТЮЗ с репертуаром, рассчитанным на детскую и юношескую аудиторию. Для чего нужно было менять «ориентацию», в результате которой театр потерял возрастного зрителя?
– Это в первую очередь административное решение, цель которого – прививать интерес подрастающего поколения к национальной культуре, искусству и театральному искусству в частности. По этой же причине на федеральном уровне выделяются серьезные финансовые средства на развитие ТЮЗов. Существуют целевые программы, которые предполагают создание и развитие театров для юных зрителей в каждом районном центре.
Взрослого зрителя мы не потеряли – на наши спектакли приходят люди разных поколений, просто расширились рамки возрастных ограничений. Спектакль «Вий» тому подтверждение.
Одной из своих главных задач как художественного руководителя считаю, что театр должен стать главным культурным центром для всех жителей города. И я верю, что в самом ближайшем будущем театр станет местом культурного притяжения!
– А какие шаги вы для этого предпринимаете?
– В репертуаре нашего театра около двадцати спектаклей, каждый из которых, уж простите, я считаю удачным. Проходных постановок просто нет. Они как родные дети – любимые, желанные, выстраданные.
Чтобы театр стал центром культурного притяжения масс, необходимо ставить спектакли, каждый из которых становился бы сенсацией. Для их постановки будем приглашать талантливых и прогрессивных сценаристов, режиссёров, композиторов.
Мы привели в порядок малый зал театра на 130 мест, в котором изменили интерьер, установили новые кресла и звуковую аппаратуру. Это будет еще одна сценическая площадка, непривычная по восприятию как для зрителей, так и для актеров. Все привыкли к стереотипному подходу, где есть зал – зона зрителей и сцена – пространство для актёров. В малом зале эти границы стираются. По сути, спектакли превращаются в интерактив со зрителем.
По поводу «безымянного» ТЮЗа: уже в октябре должен решиться вопрос о том, что театр будет носить имя замечательного актера и великого балаковца Евгения Лебедева.
– Как известно, у каждого режиссёра есть свое видение и стремление к новизне. А какие свои режиссерские поправки вы хотели внести в облик нашего города?
– Впечатления о Балакове у меня самые восторженные – это красивый современный город, продолжающий развиваться в ногу со временем. Многие балаковцы любят критиковать отдельные бытовые недочеты – это нормально, но в целом наш город очень красив, особенно в теплое время года. Однажды мне довелось видеть фотографии набережной, что возле нашего театра, – это было очень красивое место! Если бы появилась такая возможность, то первые «режиссёрские правки» коснулись бы именно этого места. Представьте, шикарная белоснежная набережная, много зелени, скульптуры, бюсты великих писателей и актеров, красивые лавочки… Пассажиры с проплывающих теплоходов любовались бы на это великолепие и завидовали: «Живут же люди!»