О конфликте интересов на государственной службе
В силу ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Личная заинтересованность – это возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера или каких-либо выгод/преимуществ как непосредственно самим служащим, так и состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами, а также лицами, с которыми служащий либо его родственники связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (друзья, знакомые, бывшие коллеги и сослуживцы, соучредители коммерческих или некоммерческих организаций, в которых участвовал служащий или его родственники).
Можно выделить ряд ключевых ситуаций, в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:
1. Выполнение отдельных функций государственного или муниципального управления, а также осуществления контрольно-надзорной деятельности в отношении организаций, которыми владеют или в которых работают родственники служащего или иные близкие ему лица.
2. Заключение государственных или муниципальных контрактов на выполнение работ или оказание услуг в условиях наличия родственных и других близких связей между представителями заказчика и исполнителя;
3. Владение служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) либо участие в управлении организациями, осуществляющими хозяйственную деятельность в сфере компетенции этого служащего.
Одной из обязанностей государственного служащего является сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.
Предотвращение и урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения служащего вплоть до отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. В случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации (например, при возникновении конфликта интересов у судьи, должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, следователя и т.д.), предотвращение и урегулирование конфликта интересов осуществляются путем отвода или самоотвода указанного лица.
За несоблюдение требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов служащие могут быть привлечены к следующим видам дисциплинарной ответственности:
– замечание;
– выговор;
– предупреждение о неполном должностном соответствии;
– увольнение в связи с утратой доверия.
С целью недопущения названных и иных фактов конфликта интересов, на предприятии необходимо активно вести антикоррупционную политику, проводя оценку коррупционных рисков, целью которой является определение конкретных операций в деятельности учреждения, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками коррупционных правонарушений.
Своевременное выявление конфликта интересов в деятельности работников предприятия является одним из ключевых элементов предотвращения коррупционных правонарушений, сообщил нам Помощник Ершовского транспортного прокурора Д.С. Сидоренко.