Ошибочка вышла. Главврач Адександр Овсянников прокомментировал появление липовых диагнозов у пациентки
Мы обратились к главврачу Балаковской районной поликлиники Александру Овсянникову с просьбой прокомментировать открытое обращение пациентки Клавдии Пчелинцевой по поводу появления в ее карточке липовых диагнозов и ответить на ряд вопросов.
В чем по его мнению, причина случившегося? Какое наказание понесли медики, сделавшие приписки в медкарточке пациентки? Почему сотрудники препятствовали женщине получить на руки ее же медицинскую карточку, хотя согласно ст. 22 федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан РФ» каждый гражданин имеет право ознакомиться с оригиналом медицинских документов? Зависят ли стимулирующие и надбавки к зарплате медиков от количества принятых пациентов?
В официальном ответе за подписью главврача говорится, что сведения о факте обращения гражданина за оказанием медпомощи, состоянии его здоровья и диагнозе составляют врачебную тайну и разглашению не подлежат. Что касается права на ознакомление с медицинской карточкой и ее содержимым, то его, говорится в письме, никто не оспаривает. Но Овсянников, ссылаясь на приказ Минздрава России от 29 июня 2016 г. «Об утверждении порядка ознакомления пациента с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента» пишет, что «пациентка должна была обратиться с письменным запросом в Балаковскую районную поликлинику согласно установленной приказом формы. Запросов о желании ознакомиться с медицинской документацией от пациентки до настоящего времени не поступало».
То есть просто так, без письменного заявления на имя главврача, взять амбулаторную карточку в регистратуре или у лечащего врача и сделать из нее выписки (и даже сфотографировать!) вы права не имеете! Карточка — собственность лечебного учреждения, а не ваша. На входе в поликлинику на информационном стенде об этом есть соответствующее объявление (на фото).
Александр Юрьевич уверяет нас, что стимулирующие выплаты врачам никак не связаны с «количеством установленных специалистом диагнозов и в критерии оценки эффективности деятельности медиков не входит. Критерии отражают качество оказания медицинской помощи».
В устной беседе он рассказал, что никаких денег от фонда ОМС по конкретному случаю с Пчелинцевой поликлиника не получала и получать не могла в принципе. Финансирование поликлиники никак не связано с приемом пациентов. Учреждение получает деньги за количество приписанных к поликлинике, по душевому принципу. За каждого гражданина, который прикреплен к этой поликлинике, организация получает 258 руб. в месяц вне зависимости от того, приходил человек на прием или нет.
Получается, что у врачей нет необходимости делать липовые приписки. Как рассказал Овсянников, фельдшер просто допустила ошибку, так как в этот день был большой наплыв пациентов и она сделала запись в карточке Пчелинцевой ошибочно. Никакого злого умысла в этом нет.
«По данному случаю проведена служебная проверка, с медицинских работников взяты объяснительные. Наложены административные взыскания на работников допустивших дефектуру в оформлении медицинской документации. Ошибочные записи в медицинской системе исправлены. По телефону принесены извинения за доставленные неудобства, от встречи с медицинскими работниками для разъяснения обстоятельств сложившейся ситуации пациентка отказалась». - говорится в официальном письме главврача.
- К сожалению, встреча с этой женщиной у нас не состоялась. Если дело в том, чтобы принести ей извинения, то я готов это сделать. Моя позиция в отношении этого случая однозначна. Как только мне становятся известны подобные вещи, сразу же принимаются меры административного воздействия. Предварительно проводится, конечно, служебное расследование. К сожалению, такие случаи встречаются и я делаю все, чтобы таких недоразумений было как можно меньше. Это ошибка технического ввода, человеческий фактор. А для того, чтобы исключить такие ошибки мы давно планируем ввести информатизацию. Это поможет стать нам еще более открытыми, как в плане передачи данных от специалиста к специалисту внутри лечебного учреждения, так и в плане передачи данных пациенту. Безусловно, пациент должен знать все данные о своем здоровье. Надеюсь, что если нам удастся претворить планы по цифровизации в жизнь, то мы сделаем всю систему здравоохранения максимально прозрачной, - рассказал Александр Юрьевич.
Итак, липовые диагнозы, согласно проведенной внутренней проверке в системе здравоохранения не более чем досадная техническая ошибка — описка фельдшера. При этом главврач не уточняет, сколько всего подобных случаев было выявлено в его учреждении.