Авторизация:


Успешно добавлено

Продолжить
Произошла ошибка:

Проверочный код не верный или не найден идентификатор объявления
Повторить
Добавить ссылку на фото:

Добавить
Загрузить фото:

Формат допустимых файлов: jpeg, png, bmp, gif.
Размер каждого из файлов не должен привышать: 3 мегабайта



Письмо редактору:




Отправить
Поиск:

Искать
Поиск в архивах:

Укажите дату:

«И славен буду я…»

«И славен буду я…»

10 февраля 2016 - 29 февраля 2016

«И славен буду я…»


до 28 февраля с 10.00 до 17.00 Балаковская художественная галерея, филиал Саратовского музея имени А. Н. Радищева.
Адрес: Балаково, Заовражная 9, +7 (8453) 44-03-75


Представленные на выставке отечественные издания из собрания Радищевского музея знакомят с творчеством лучших пушкинских иллюстраторов: знаменитых графиков рубежа XIX-XX веков и талантливых мастеров книжного искусства советского времени. Иллюстрируя одни и те же произведения поэта, художники разных поколений создали в собственной манере и технике неповторимые образы героев пушкинских поэм, драматических произведений, повестей и сказок. Особого внимания заслуживают иллюстрации, появившиеся в первых изданиях при жизни поэта, трепетно относившегося к художественному оформлению своих произведений.
В предлагаемом вниманию зрителей журнале «Старые годы» (1907) опубликовано редкое изображение сцены из «Пиковой дамы» к титульному листу готовившегося, но так и не вышедшего в печать издания повестей Пушкина. Этот офорт был исполнен в 1824 г. современником поэта – художником Григорием Гагариным (1810-1893), которому поэт неоднократно доверял свои неизданные стихи, которые, по словам автора, «могли бы послужить для очень оригинальных рисунков».
На выставке также можно увидеть очень понравившийся Пушкину рисунок Ивана Иванова (1779-1848), гравированный Михаилом Ивановым (1781-1839) для фронтисписа первого издания поэмы «Руслан и Людмила» (1820). При жизни поэта, в 1826 году, было опубликовано и санкт-петербургское издание «Бахчисарайского фонтана» на немецком языке с гравюрами Степана Галактионова (1779-1854), одного из первых пушкинских иллюстраторов.
До конца XIX века рисунки ко многим произведениям поэта чаще всего публиковались в иллюстрированных журналах и альманахах. Музейные номера журнала «Артист» за 1894 год знакомят с замечательными хромолитографиями с акварелей театрального художника Федора Соллогуба (1848-1890) к «Сказке о Золотом Петушке».
Огромное количество иллюстраций к произведениям А.С. Пушкина было создано в связи с юбилейными датами. Выпуском высокохудожественных иллюстрированных изданий, напечатанных в лучших российских типографиях, был отмечен столетний юбилей со дня рождения великого поэта. К 1899 году в Санкт-Петербурге Экспедицией Заготовления Государственных Бумаг было выпущено великолепное литографированное издание «Песнь о вещем Олеге», оформленное в стиле древнерусских рукописных книг. Яркие сюжетные и орнаментированные виньетки, заставки, концовки исполнил акварелью знаток русской старины Виктор Васнецов (1848-1926). На выставке представлена точная копия этого юбилейного издания – книга-гармошка, напечатанная в 1914 году «Скоропечатней А.А. Левенсона», которая специализировалась на выпуске дорогих и изысканных художественных книг.
К пушкинскому юбилею московское издательство А. Мамонтова выпустило поэму «Руслан и Людмила». Напечатанную на высококачественной бумаге роскошную книгу большого формата украсили хромолитографии с ярких акварельных рисунков Сергея Малютина (1859-1937), незаурядного колориста и декоратора эпохи модерн. Созданные им цветные иллюстрации в тексте, декоративные заставки и концовки воссоздают поэтический и красочный мир поэмы.
К столетнему юбилею также вышло в свет издание книжного магазина «Гросман и Кнебель» – «Бахчисарайский фонтан» с изящными виньетками и иллюстрациями армянского художника Вардгеса Суренянца (1860-1921). Благодаря непревзойденному качеству полиграфии и художественному оформлению, восточная поэма А.С. Пушкина, написанная им в 1821-1823 годах, во время южной ссылки, под впечатлением от посещения Бахчисарайского дворца крымских ханов, была необыкновенно популярна у читателей того времени.
В этом же юбилейном году издательством А. Маркса было опубликовано одно из самых значительных пушкинских произведений – роман в стихах «Евгений Онегин» с рисунками русской художницы Елены Самокиш-Судковской (1863-1924). Украшенная орнаментальными бордюрами и виньетками, причудливыми гирляндами книга пользовалась огромным успехом и издавалась еще четыре раза. На выставке представлено 3-е издание романа, выпущенного в Петрограде в 1918 году издательской фирмой «Р. Голике и А. Вильборг», прославившейся высоким печатным уровнем издательской продукции.
Особое место в ряду иллюстраций к «Евгению Онегину» занимают рисунки пером замечательного графика Николая Кузьмина (1890-1987). Книга с его иллюстрациями, напечатанная московско-ленинградским издательством «Academia» в 1937 г., была удостоена Высшей награды на Всемирной выставке в Париже. Представленный в экспозиции 27-й нумерованный экземпляр «Евгения Онегина» (1975) с оригинальным рисунком – портретом Пушкина, был подарен Радищевскому музею Н. Кузьминым в 1980 году.
Шедеврами книжной графики первой четверти XX века по праву считается сюита иллюстраций к «Медному всаднику» и «Пиковой даме» Александра Бенуа (1870-1960), ведущего деятеля «Мира искусств». Воспроизведенные в книгах его рисунки тушью и акварелью, имитирующие цветную гравюру на дереве, отличают художественная завершенность, тонкая передача психологического состояния героев.
Большой интерес у иллюстраторов вызывали «Маленькие трагедии» (1830), состоящие из коротких пьес: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы». Интересная серия иллюстраций к этим произведениям была создана в 1937 году российским художником Иваном Рербергом (1892-1957) для издательства «Academia». Все оформление, начиная от шрифта на переплете, марки издательства и изящной виньетки в духе пушкинского времени, выполнено в технике рисованного силуэта. Неповторимым стилем и высоким графическим мастерством отличаются ксилографии к «Маленьким трагедиям» прославленных мастеров Владимира Фаворского (1886-1964) и Алексея Кравченко (1889-1940). Их черно-белые иллюстрации тонко передают философские мысли произведений и драматичность человеческих страстей.
Великолепные иллюстрации художников Палеха, старинного российского иконописного центра: Ивана Вакурова (1885-1968), Дмитрия Буторина (1891-1960), Ивана Голикова (1887-1937) украсили выпущенные издательством «Academia» в 1937 году в цветных картонажах с золотым тиснением сказки Пушкина. Наверняка, запомнятся зрителям и иллюстрации к поэме «Руслан и Людмила», исполненные в конце 80-х годов XX века другими мастерами палехской лаковой миниатюры – супругами Борисом (род. 1936) и Калерией (род. 1937) Кукулиевыми.
Яркие образы героев знаменитых пушкинских сказок можно увидеть и в произведениях других талантливых советских художников 1950-1980-х годов. Воспроизведенные в детских изданиях акварельные рисунки Владимира Конашевича (1888-1963), остроумные рисунки и офорты Константина Кузнецова (1886-1943), ироничные акварели Владимира Милашевского (1893-1976), замечательные рисунки пером и тушью Аминадава Каневского (1898-1976) – прекрасные образцы книжной иллюстрации, восхищающие фантазией и богатством декоративного колорита.
Интерес представляют и графические произведения саратовской художницы Любови Горячевой, проиллюстрировавшей два тома сборников стихотворений А.С. Пушкина «О России» и «О Любви», изданных в 1999 году к 200-летнему юбилею поэта.
Стены экспозиции украшают репродукции с трогательных акварелей, исполненных Татьяной Мавриной (1902-1996) к «Сказкам А.С. Пушкина». Веселые, красочные и запоминающиеся работы этой самобытной художницы отличает особый стиль, характерный для всего ее творчества.
Иллюстрированные талантливыми российскими художниками книги переиздаются вновь и вновь, даря читателям радость встречи с любимыми героями произведений А.С. Пушкина. Его литературный язык настолько выразителен, живописен и неисчерпаем, что иллюстраторы разных поколений создают произведения, созвучные по своему стилю и духу творениям великого поэта.

РЕКЛАМА
ВИДЕОАрхив
ОПРОС

Лично для Вас каким выдался год уходящий?

(На редкость удачный год. Побольше бы таких!)
(Год как год. Главная опаска, что следующий будет Годом Свиньи )
(Много чего недоделано. Но есть что приятного вспомнить)
(Вышло все очень тревожно. Надо самому взяться за перемену к лучшему )
(Ничего примечательного. Целый год проскочил как падающая звезда)
Голосовать
МЫ В СОЦ. СЕТЯХ