АРХИВ:

Возраст самого расцвета - 30 лет. ГЛАВА VI. УДАРНАЯ СТРОЙКА. Фото. Видео

22.05.2017 13:42 | 1978#
Возраст самого расцвета - 30 лет. ГЛАВА VI. УДАРНАЯ СТРОЙКА. Фото. Видео

Постановлением ЦК ВЛКСМ от 25 декабря 1979 года строительство Балаковской АЭС было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой – пятой по счету в городе.
Что привлекало сюда молодежь?


Тогда в газетах писали – мол, комсомольцы откликнулись на призыв КПСС, проникнувшись величием задачи, поставленных партией и Советским правительством. Разумеется, этот призыв ничего бы сам по себе не значил, не будь он подкреплен перспективой получения благоустроенного жилья, личного профессионального роста, материальными и социальными благами – заработной платой, возможностью устройства ребенка в детский садик, путевками в отпуск… Все это было, и именно с этим связано увеличением населения города Балаково при развертывания основных работ на строительстве атомной станции на 20 тысяч человек.
Прежде всего при сооружении атомной станции были созданы необходимые для его успешного ведения транспортные, энергетические и инженерные коммуникации, развернута производственно-строительная база и выполнен большой объем земляных работ на площадке объекта.
Возведение комбината специальных строительных конструкций, который некоторые журналисты называли «Атомэнергостройкомбинатом», для производственного обслуживания большой атомной стойки началось в Балакове в 1978 году. Первую свою продукцию комбинат, рассчитанный на годовой выпуск 30 тысяч квадратных метров высококачественного сборного железобетона и 20 тысяч тонн спецконструкций, выдал в 1982 году.

Фотография


Министр энергетики и электрификации СССР П.С.Непорожний

В декабре 1979 года приказом Минэнерго СССР были определены основные задачи на 1980 год: начало работ по подземной части реакторного отделения, машинного зала, объединенного вспомогательного корпуса и - опережающими темпами – прокладка основных коммуникаций для монтажа кранового оборудования, необходимого при сооружении энергоблока.
Первый кубометр грунта из котлована под реакторное отделение энергоблока № 1 был вынут 21 апреля 1980 года. Полностью котлован был отрыт к началу августа, и еще через неделю-другую началась отсыпка в него щебня. Уложив 4-метровую щебеночную подушку, строители приступили к монтажу стального каркаса фундаментной плиты, на что ушла вся осень. А укладка большого бетона в фундамент началась 2 декабря 1980 года (первые кубометры бетона уложили еще в сентябре). Это было этапным событием в строительстве АЭС, и по причине того на площадке состоялся митинг строителей и атомщиков под лозунгом «Принимай, АЭС, большой бетон!».

Фотография


Армирование фундаментной плиты машинного зала энергоблока № 1

Одновременно с началом работ по непосредственному строительству реакторного отделения и машинного зала первого энергоблока Куйбышевский трест «Гидромеханизация» приступил на Саратовском водохранилище к намыву ограждающих дамб будущего водоема-охладителя атомной станции. Строилась железнодорожная ветка к площадке АЭС, которая вскоре стала важным элементом транспортной инфраструктуры. Движение по ней началось 30 октября 1982 года. А первым введенным в строй объектом на строительстве атомной станции стала столовая, которая начала обслуживать участников строительства в сентябре 1980 года.
В феврале 1981 года на площадке будущего реакторного отделения была установлена первая блок-ячейка.
Большой бетон для будущего машзала первого блока пошел в мае 1981 года.
Месяцем раньше началось возведение пускового комплекса второго энергоблока – в апреле 1981 года (а третьего и четвертого – соответственно в мае 1982 и июне 1983 года).
4 сентября 1981 года прошедшая в Балакове выездная коллегия Минэнерго под председательством министра П.С.Непорожнего постановила поддержать инициативу управления «Саратовгэсстрой», одобренную Саратовским обкомом КПСС, по вводу энергоблоков №№ 1 и 2 Балаковской АЭС в эксплуатацию в XI пятилетке и утвердила директивный график строительства Балаковской АЭС, предусматривающий ввод энергоблока №1 в 1984 году и блока №2 – в 1985 году.

Фотография


Участники выездной коллегии Минэнерго СССР на строительстве Балаковской АЭС. Сентябрь 1981 года

Жизнь, однако, скорректировала эти планы в сторону удлинения сроков их реализации. Причин нарушении директивного графика хватало – это и задержки с выдачей рабочих чертежей проектировщиками, и отставание в поставках материалов для строительства. Так, из положенных в первом полугодии 1982 года 1515 тонн металлоконструкций для машзала первого блока было поставлено всего 470 тонн. Сказывалась и нехватка квалифицированных кадров строителей – несмотря на всю мощь «Саратовгэсстроя», многих специалистов приходилось готовить на месте, на что уходило немалое время. Возведение атомной станции было очень непростой задачей, во многом для саратовгэсстроевцев и других подрядчиков беспрецедентной.

Фотография


Уникальный момент - удивительный ракурс

Но на то и трудности, чтобы их преодолевать! И совсем неслучайно именно в Балакове в октябре 1981 года состоялось 59-е выездное заседание Постоянной комиссии Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) по сотрудничеству в области электроэнергетики. В город, кроме советской делегации во главе с П.С.Непорожним, приехали представители Болгарии, Венгрии, Вьетнама, ГДР, Кубы, Монголии, Польши и Чехословакии. Гостей прежде всего интересовала организация строительства будущей Балаковской АЭС и ее особенности – реакторное и другое оборудование, вопросы обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности систем станции. Оно и понятно – ведь национальная атомная энергетика в странах СЭВ создавалась с помощью Советского Союза.
Будничным, но немаловажным событием стало открытие в декабре 1982 года троллейбусного маршрута «Город-АЭС».



Автор: Сергей Губанов при содействии ИЦ БалАЭС
0
Нравится
РЕКОМЕНДУЕМ ПО ТЕМЕ
АО "КОНЦЕРН РОСЭНЕРГОАТОМ"
АО "КОНЦЕРН РОСЭНЕРГОАТОМ"
НОВОСТИ ВЧЕРА