АРХИВ:

50 световых лет. Уникальные кадры истории. Земляные работы на строительстве Саратовской ГЭС

16.03.2017 11:07 | 1641#
50 световых лет. Уникальные кадры истории. Земляные работы на строительстве Саратовской ГЭС

Проект строительства Саратовской ГЭС менялся дважды. План «Большой Волги» в предвоенный период не предусматривал сооружения Саратовской ГЭС. На участке р. Волги в нижнем её течении предусматривалось сооружение двух первоочередных гидроузлов Куйбышевского (Красноглинский створ) и Камышинского, а в перспективе - Нижне-Волжского.

В послевоенные годы этот план был пересмотрен в сторону увеличения числа ступеней каскада. Створ Куйбышевского гидроузла был перенесен выше по течению примерно на 50 км, а взамен Камышинского гидроузла был выбран створ нового – Волгоградского – несколько выше г. Волгограда. С учетом раздвижки двух гидроузлов и выбранных подпорных отметок водохранилищ появились условия для возможности сооружения еще одного гидроузла – Саратовского. Уже в результате первых изыскательских работ в 1953 году участок возможного расположения створа основных сооружений был сужен до участка примерно в 10 км в районе города Балаково. К октябрю 1955 года «Гидропроект» составил первое проектное задание по Саратовскому гидроузлу. Створ основных сооружений по этому проекту располагался в районе приверха острова Пустынный.
В 1956 году начались строительные работы – не только в сооружении ГЭС, но и социальных объектов: жилья, школ, детских садов. В то же время специальная комиссия установила размер компенсации тем жителям, кому предстояло переселиться из зоны затопления. К примеру, в архиве Саратовской ГЭС сохранилась копия протокола заседания комиссии (на фото). К примеру, компенсация за 1 сотку огорода была определена в 100 рублей 70 копеек по ценам 1956 года. Впрочем, процесс переселения начался позже – с 1962 года. Государство выделило переселенцам денежные средства, а колхоз – транспорт. В зону влияния водохранилища полностью или частично попали 90 населённых пунктов, в том числе 7 городов и рабочих посёлков и 83 сельских поселения. При подготовке ложа водохранилища к затоплению было перенесено 8379 строений, переселено ориентировочно 28 тысяч человек. В зону затопления попал ряд объектов инфраструктуры, которые были возведены заново — в частности, участок железной дороги Пугачёв — Вольск длиной более 100 км, линия электропередачи 220 кВ Сызрань — Саратов и другие объекты. С целью снижения площади затопления были построены инженерные защиты городов Самара, Октябрьск, Сызрань, Хвалынск, Чапаевск, а также ряда сельскохозяйственных земель. Была проведена лесосводка и лесоочистка на площади 33 тыс. га.

Фотография


При рассмотрении в течение 1956 года проектного задания коллективами строителей «Куйбышевгидростроя» и «Саратовгэсстроя» было внесено предложение о переносе створа основных сооружений напорного фронта гидроузла примерно на 3 км вверх в непосредственное приближение к г. Балаково, с расположением бетонных сооружений на пойме. Доводы строителей – это удешевило бы строительство ГЭС и позволило бы избежать риска затопления земель ниже по течению. Эти предложения были учтены, створ гидроузла было решено перенести. Первая половина 1958 года характеризуется интенсивным ведением земляных работ и сооружения объектов производственной базы и жилья.
К паводку 1958 года было закончено возведение перемычки котлована. Напорный откос продольной части перемычки, выходящего в русло р. Волги был закреплен слоем щебня.
Но с 1959 года финансирование строительства ГЭС резко сокращается – в связи с критикой Генерального секретаря коммунистической партии СССР Н.С.Хрущева. На торжественном митинге по случаю сдачи в эксплуатацию Куйбышевской (ныне Жигулевской) ГЭС он посетовал на дороговизну и длительность строительства гидростанций по сравнению с тепловыми.
Фотография


Тогда был предложен третий вариант проекта строительства Саратовской ГЭС. Новый проект впервые в истории гидростроительства предусматривал при сооружении ГЭС применение сборного железобетона – крупных прямолинейных блоков весом до 200 тонн. Этот вариант и был воплощен в жизнь.
А сейчас предлагаем вам кадры кинохроники еще того момента, когда все были уверены, что второй вариант проекта Саратовской ГЭС, с учетом мнения строителей-практиков, будет окончательным. Эти кадры пропитаны духом индустриального романтизма, местная газета «Социалистический труд» в то время пестрела заголовками в превосходной степени: «Для великой стройки», «Большая Волга», «Укрепляем могущество нашей Родины!». Это и вправду был невиданный ранее размах, поистине героические трудовые будни экскаваторщиков и рабочих. Вдумайтесь только: нынешнее Саратовское море (только Саратовское водохранилище – это площадь в 1831 квадратных километров) – это рукотворный, вырытый гидростроителями котлован, заполненный затем волжской водой.

Мы строим Саратовскую ГЭС.Современная техника.
На строительстве нашей гидроэлектростанции предстоит вынуть и переместить 30 млн. кубометров грунта (в итоге переработано было в разы больше – 100 млн. кубометров – прим. пресс-службы СарГЭС).
В дореволюционной России для выполнения этой работы потребовался бы труд 10 тысяч человек в течение 40 лет.
Теперь на всех участках работы ведутся не вручную, а с помощью современной техники.
В насыпь для железной дороги Балаково-Пугачев всего лишь за три месяца было уложено 500 тысяч кубометров земли. Решающую роль сыграла техника. Здесь работали бульдозеры и скреперы.
На укладке рельсов и шпал применяются дизельные краны на гусеничном ходу, которые грузят целые звенья на сборочной базе и разгружают их на месте укладки. Доставка звеньев производится железнодорожными платформами на тяге мотовоза.
Сейчас у нас первоочередная работа – сооружение перемычки, предназначенной для ограждения территории, на которой расположатся подсобные предприятия. Грунт берется землеройными машинами. Здесь используются экскаваторы Ковровского завода с ковшом емкостью полкубометра, Воронежского завода – с кубометровым ковшом.
Грунт, вынутый экскаваторами, транспортируется самосвалами грузоподъемностью в 3,5, пять и десять тонн.
Начали работать землесосные снаряды. Производительность землесоса – 250, дноуглубителя «Шексна» - 150-200 кубометров в час.
В настоящее время прокладывается высоковольтная линия электропередач в Балаково. Окончание этих работ позволит включить в работу мощные электроэкскаваторы с ковшом емкостью три кубометра и землесосные снаряды. Такой снаряд за час в состоянии вынуть до тысячи кубометров грунта и давать напор водяного столба в 60-80 метров.
И так на каждом участке строительства все трудоемкие работы выполняются с помощью современной техники.
Л. Лелеко, старший инженер производственного отдела строительства. «Социалистический труд», апрель 1957г.


Земляные работы на СарГЭС, 1958 г. Нижневолжская студия кинохроники, киножурнал «Поволжье».



На строительстве Саратовской ГЭС, 1958 год. Нижневолжская студия кинохроники, киножурнал «Поволжье».

Автор: Редакция
0
Нравится
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
НОВОСТИ ВЧЕРА
25.04.2024 11:19 | 405 | 4

Наша Даша - в Зените!