Пируэты вокруг бесконечных сугробов
![Пируэты вокруг бесконечных сугробов](https://storage.yandexcloud.net/picture/1705573313.jpg)
В киноэпопее "Вечный зов" есть забавный момент, когда работяга жалуется начальству:
- Мы по 25 часов в сутки работаем!
- Так в сутках всего 24 часа!
- А мы на час раньше встаем!
Сейчас, на экваторе многоснежной зимы, это 100-процентно подходит к нашим коммунальщикам, на которых мы по привычке ворчим, но в положение их не входим.
А "Суть" вошла - и провела один из самых горячих вечером после очередного (какого уже по счету) снегопада, от которого город требовал спасения как можно раньше!
Конечно, всем нам хочется, чтоб выпавший в ночь снег (а он, подлец, любит именно это время суток), уже на утро волшебным способом был вычищен и вывезен с глаз долой. Чтоб вы знали, генеральная уборка города проводится не вдруг, а поэтапно, в течение 2-3 дней. Сначала слово главному санитару города.
- Всего на предприятии порядка 140 единиц техники, это и автомобили, и трактора, и спецтехника, - рассказывает директор Комбината благоустройства Владимир Капитанов: - Непосредственно на очистку дорог мы задействуем ежедневно 30 единиц техники. Плюс к этому у нас в круглосуточном режиме дежурит бригада из трех специалистов и трех машин — автомобиля, трактора и мини-погрузчика. Они выезжают на устранение экстренных ситуаций. Надо понимать, что техника довольно старая. Из всего парка машин только 5-7% относительно новые - им порядка 5-ти лет. Все остальные - изношены до грани списания. Следовательно, часто ломаются. Но техника это полбеды, куда более серьезная проблема — кадры. Нам не хватает рабочих рук. Попробуйте поработать в таком режиме, в каком приходится работать наши ребятам и вы все поймете. Поэтому те, кто сегодня у нас трудятся — это люди особой закваски, профессионалы с большим опытом и железным характером.
- А сколько получают сотрудники Комбината благоустройства за свою нелегкую работу?
- Механизаторы, то есть трактористы, примерно 55, а водители спецтехники — 60 тысяч рублей. Прямо скажем, не густо. За эффективность работы сотрудники получают по итогам месяца премиальные. Учитывая нагрузку в зимнее время, премиальные должны быть достаточно высокими. Однако, о конкретной сумме премиальных, Владимир Капитанов умолчал.
![Фотография](https://sun9-62.userapi.com/impg/m-QlV6zsyVcKNhzevffGbIAk2rzIqiA_kEjXqQ/1jKunMOstKQ.jpg?size=1280x720&quality=95&sign=7c67ed60d0500d862223489dbcede471&type=album)
Итак, ныряю в вечерние сумерки, 17 января. Меньше суток назад мела самая сильная (пока что) метель этой зимы. По заведенному порядку формируется три бригады для центральной, заканальной и островной частей города. В каждой колонне, как правило, три грузовых автомобиля и трактор. Их работу контролирует начальник автоколонны Георгий Галаев, а также дежурный, который непосредственно ездит по городу, координируя действия коллег.
В эту ночь дежурит Михаил Сергеев, мой вечерний напарник.
В самом начале проезжаем вместе по улицам частного сектора старого города - Пушкина, Толстого, Рабочая, Селитьбенская, Колхозная, Крестьянская, Студенецкая, Кормежинская, Харьковская, Набережная. Весь жилой квадрат вплоть до Святотроицкого храма и училища речников хорошо очищен от снега. Не сказать, чтобы идеально, местами есть зауженные участки, но проехать на автомобиле можно свободно.
Далее, выезжаем на Гагарина и Бр.Захаровых, где встречаем первую колонну «снегоборцев» из четырех КАМАЗов во главе с Михаилом Громовым, который задает тон и управляет всеми остальными. Двигаемся вслед за колонной по Бр.Захаровых, Свердлова, 20 лет ВЛКСМ и выезжаем на Ленина. Отвалы, прикрепленные к грузовикам спереди, равномерно снимают снег и образовавшуюся на дорожном покрытии наледь, сгоняя все это вправо на обочину. Далее в работу вступает трактор, который убирает образовавшийся снежный вал с дороги. Метр за метром колонна движется по улицам жилгородка, очищая улицу за улицей от снега и льда.
![Фотография](https://sun9-50.userapi.com/impg/xy89hEDdCNMwjKJmlsyMmDl8SUSqGoKxxhAp0A/L31XRAeVWRw.jpg?size=1280x720&quality=95&sign=dfc0713707cee0598665665922b36582&type=album)
Мы с Сергеевым едем вслед за колонной. Михаил переговаривается с тёзкой по телефону, уточняя куда колонна пойдет дальше.
- Во главе колонны всегда идет наиболее опытный водитель, который хорошо знает и технологию уборки, и особенности местности. Он сам по опыту уже определяет, как лучше построить маршрут, - комментирует действия коллег Михаил Сергеев. - Обратите внимание, как чисто снимают снеговой покров. Это все новые КАМАЗы. К сожалению, не вся техника у нас такая. Вот сегодня чистим дороги, а завтра-послезавтра снимем навесное оборудование и будем вывозить снег за город. Сегодня днем с улицы Чапаева вывозили грузовиками, которые прислал «Апатит». Спасибо им за помощь огромное, без них было бы туго.
![Фотография](https://sun9-34.userapi.com/impg/NOEF5gxy9nnOxKhaRGG0t_6WRvmJHaF_besPOQ/35jIjoKsyqM.jpg?size=1280x960&quality=95&sign=daf00519a43e467b53e2d083145e89ec&type=album)
Из островной части через мост Победы едем в заканальную часть города. Попутно скажу, что весь мостовой переход от улицы Гагарина и до перекрестка 30 лет Победы и Трнавской — это уже зона ответственности областного дорожного управления. То есть уборку моста и прилегающих участков осуществляет не Комбинат благоустройства, а подрядчики, нанятые областным управлением дорожного хозяйства.
На Набережной Леонова встречаем колонну, которую ведет Сергей Сухоруков. Головная машина — старенький ЗИЛ, следом за ним - два КАМАЗа и трактор. Колонна добротно утюжит Набережную, а затем сворачивает на Минскую, аккуратно огибая встречающиеся на обочинах автомобили. Несмотря на ночное время на дороге то тут, то там встречаются припаркованные авто, что вечная проблема.
![Фотография](https://sun7-24.userapi.com/impg/pOF2pLMcyg30_MY5ChHA6sBIlt319kpgBgv5DA/PYFXA_gsCmA.jpg?size=1280x720&quality=95&sign=edae1f3ca942210e4f9e1307cc08b6b5&type=album)
На ул. Телевизионной встречаем колонну из трех КАМАЗов, которую ведет Сергей Руденок. Вслед за колонной убирает отвалы на грейдере Бобрик Галеян. Команда работает слаженно, словно часы, практически не останавливаясь. Время летит быстро, а работы еще вагон и маленькая тележка снега — Степная, Проспект Героев, проезд Энергетиков, 30 лет Победы...
Ничего экстраординарного в этот вечер не фиксирую. Бесконечные сугробы и пируэты вокруг них. Чем больше пируэтов, тем меньше снега.
Самое обидное, когда ребята, которые ночами очищают улицы и тротуары города от снега, которые не чувствуют от усталости рук и ног и спят по 4 часа в сутки, заходят в соцсети и читают, что коммунальные службы ни черта не делают, что по Балакову не пройти — не проехать, что они - бездельники.
Наш корреспондент убедился, что они работают на грани возможностей, выкладываясь полностью.
Еще один важный момент для понимания. В городе есть четкое разграничение зон ответственности за территории. Комбинат благоустройства отвечает за уборку улиц, общественных зон отдыха, парки, скверы и пешеходные зоны. Вся внутриквартальная территория и дворы — это зона ответственности подрядных организаций, которые наняты городской властью для уборки. Контролировать этого подрядчика должен город, а точнее Управление дорожного хозяйства и благоустройства (УДХБ). Претензии балаковцев в эти снежные дни в основном касаются дворов, с которых, признаемся, даже для уборки мы свои машины отгоняем крайне неохотно. А вот к чистоте улиц , парков и скверов нареканий куда меньше. а все потому что встают на час раньше...
![Фотография](https://sun9-1.userapi.com/impg/uQS6dNIv1fS3NN7QSU3eAFmrQZTt2qlyibAbUQ/1fgeikIuVXA.jpg?size=1280x720&quality=95&sign=365c4c4f958499aae9d30f0fa5fb1a00&type=album)