АРХИВ:

В канун юбилея. Сколько лет Балакову и кто его основал?

01.09.2017 12:23 | 3253#
В канун юбилея. Сколько лет Балакову и кто его основал?

В этом году балаковцы празднуют 255-летие основания Балакова. За точку отсчёта берётся манифест российской императрицы Екатерины II от 4 декабря 1762 года «О позволении иностранцам, кроме жидов, выходить и селиться в России и о свободном возвращении в своё отечество русских людей, бежавших за границу».

Якобы благодаря ему старообрядцы, жившие в тогдашней Польше, поселились на берегах Волги и Большого Иргиза, основав в том числе и Балаково. Однако эта версия, основательно закреплённая в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона», выходившем на рубеже XIX–XX вв., вызывает сомнение.
Впервые на это обратил внимание балаковский голова Яблошников в небольшом очерке, опубликованном в «Самарских губернских ведомостях» в 1857 году. Он написал, что «по словам старожилов, основание села совершилось ранее Манифеста, именно в 1742 году». Однако эта мысль оказалась незамеченной.
Позже, в конце XIX в., Саратовская учёная архивная комиссия выяснила, что первыми берега в районе Большого Иргиза ещё в начале XVII в. стали осваивать московские Чудов и Новоспасский монастыри, которые получили право на ловлю рыбы в этих местах. Но в соответствующих документах никаких упоминаний о Балаковке, а тем более о Балакове, не было.
Однако саратовские краеведы Леопольдов, Перетяткович, Чекалин и Гераклитов упоминали о казачьих сторожевых станицах, которые существовали на левом берегу Волги. По их словам, остатки такой станицы сохранялись вплоть до 1830-х гг., в том числе и в районе Балакова.
Спустя почти 100 лет известный балаковский краевед Анатолий Деревянченко утверждал, что в первой половине XVIII в. на месте нынешнего Балакова существовал Балаков-Юрт, ссылаясь на несохранившийся документ «Доношение из Малыковской приказной избы от 1738 г.»
Но юрты и сторожки были времянками, поэтому ни о каком полноценном населённом пункте речи быть не могло. Может, всё-таки стоит брать за отчёт манифест Екатерины? Чтобы разобраться в этом, автор этих строк, заручившись финансовой поддержкой Балаковского филиала АО «Апатит», решил посмотреть самые ранние ревизские сказки (переписи), сохранившиеся в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА).

Фотография

ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ
Предварительная информация уже имелась: в книге «Вотчины московских монастырей в Саратовском крае по описям 1763-64 гг.», которая увидела свет в 1889 г., упоминается «…приписная к… селу Малыковке (теперь
г. Вольск. – Ю. К.) новопоселенная деревня Булакова, перешедшая Синбирского уезда из слободы Юлова городища…»
Оставалось отыскать соответствующий документ. И он был найден:
«1762 года … апреля дня Симбирского уезда Завального стана заволжской луговой стороны новопоселенной д. Балаково, что в даче села Терсы ведомства коллегии экономии, из крестьян выборный Никитка Филиппов… дал сию сказку…»
А ниже:
«... которые по минувшей ревизии написаны были Синбирского уезду в селе Дмитриевке, Городище тож, Новоспасского (Москва. – Ю. К.) монастыря крестьяне».
Вот и разгадка. Балаково как населённый пункт (деревня) появилось раньше манифеста и, возможно, незадолго до 1762 года. И основали его не старообрядцы, а крестьяне православного монастыря, которые никак не могли быть раскольниками. И перебрались они сюда, за 250 с лишним вёрст, не из Польши, а из села Городища (теперь г. Городище Пензенской области).
Всего в Балакове, по переписи 1762 года, проживало 158 душ мужского и 141 – женского пола. Среди них фамилии (в современном понимании слова) имели только четыре семьи – Басовых, Бразгаловых, Мельниковых и Портновых.
Впоследствии при Екатерине II, после секуляризации (конфискации) церковных и монастырских земель в пользу государства, церковные и монастырские крестьяне стали называться экономическими, позже – государственными. Через несколько лет в Балаково подселили несколько десятков дворцовых (с 1797-го – удельных) крестьян. По данным 1798 года, первых в Балакове было в целом 673, вторых – 99 душ мужского и 127 женского пола.
Фотография

ПОИСК ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Попытки отыскать упоминание Балакова в более ранних ревизских сказках (за 1745 и 1723 гг.) успехом не увенчались. В них есть Малыковка (Вольск), Терса, Широкий Буерак, Сосновый Остров (Хвалынск), но – ничего об их заволжских «вотчинах». Но была найдена ревизская сказка, датируемая 1764 годом, о «новопоселенной деревне» (теперь – село) Красный Яр. Оказывается, её основали синодальные (церковные) крестьяне из села Вязовка, которое находится между Сенным и Базарным Карабулаком. Других, известных нам сегодня, сёл Балаковского района не встретилось. Либо их тогда просто не существовало, либо информацию о них необходимо искать в других документах.
Поиск продолжается…
Фотография


Автор: Суть № 35. Юрий Каргин
0
Нравится
НОВОСТИ ВЧЕРА