АРХИВ:

Душа и тело никогда не врут. Что натворила лаборатория “Театра наций“ с труппой ТЮЗа Балакова

06.12.2021 11:56 | 1677#
Душа и тело никогда не врут. Что натворила лаборатория “Театра наций“ с труппой ТЮЗа Балакова

Это уникальное культурное событие в жизни города мы анонсировали как могли - и не прогадали! Целую неделю в Балаковском ТЮЗе работала творческая лаборатория «Театр Наций — театрам атомных городов», которая без сомнения, стала уникальной школой мастерства для труппы нашего театра.

Результатом творческого сплава мастеров лаборатории и артистов ТЮЗа стали два спектакля - «Гравитация» Натальи Шургановой и «Убить Бобрыкина» Яны Селезневой, представленные 4 декабря на суд балаковских зрителей.

Фотография


В преддверии показа эскизов спектаклей куратор программы Екатерина Дорогавцева коротко рассказала о сути творческой лаборатории:
- Это уже наша 17-я лаборатория, мы впервые в Балаково. Программа «Театр Наций — театрам атомных городов» проходит при поддержке программы «Территория Культуры Росатома». За два года реализации программы в различных городах страны в итоге было проведено 17 творческих лабораторий и поставлено 8 спектаклей в различных городах Росатома. Творческая лаборатория была создана художественным руководителем Театра Наций Евгением Мироновым совместно с руководством «Территории культуры Росатома» и реализуется ведущими режиссерами и педагогами страны». Она призвана способствовать расширению географического творческого театрального пространства России, знакомству жителей и трупп театров атомных городов с новыми формами, течениями в театральном искусстве. В рамках лаборатории за эти дни было проведено несколько мастер-классов, технических и физических тренингов для артистов. С этого года мы начали также привлекать к работе мастеров-постановщиков, которые помогают труппе в технической организации спектаклей, учат максимально грамотно использовать ту аппаратуру, которой располагает данный театр.

Фотография


Известный театральный критик, доцент школы-студии МХАТ Павел Руднев:
- Лаборатория нужна для репертуарного театра, так так репертуарный театр — это фабрика, это завод. Он не может позволить себе рисковать ставить непроверенные временем спектакли, он выполняет госзадание и получает соответствующее финансирование, за которое должен отчитаться. Лаборатория — территория риска, где сам театр и зритель сталкиваются с незнакомой режиссурой, незнакомыми методами, малознакомой литературой. Лаборатория - это ярмарка свежих идей, которые могут сработать, а могут не сработать. Поэтому спектакли, которые рождаются в результате этой работы, сразу же выносятся на публику. Один из существенных элементов лаборатории — обсуждение спектакля, живой разговор со зрителем, который происходит в присутствии художника. Эта технология помогает режиссерам посмотреть на обратную реакцию зрителя, что-то поправить или привнести в свою работу.



Контактная импровизация vs чипсы: история одной победы

Эскиз спектакля «Гравитация» сложно назвать спектаклем в классической форме значения этого слова. Это спектакль-джем, где артисты-танцоры разыгрывают на глазах зрителей самые разные сцены, построенные на принципах и тренингах контактной импровизации — особом стиле свободного танца, разработанном в 1970-ых годах танцором и хореографом Стивом Пэкстоном.

В основе сюжета спектакля Натальи Шургановой лежит история открытия Ньютоном закона притяжения. В гравитации мастер увидела нечто большее, чем просто научный факт. Для нее гравитация — это сила клуба одиноких сердец Матери-Природы. Это сила, которая лежит в основе взаимоотношений человека и социума. Символ спектакля - яблоко. Сначала это яблоко Ньютона, которое позволило ему открыть закон тяготения. Затем это надкушенное яблоко Стива Джобса, основателя знаменитой компании Apple. А позже это яблоко превращается в сакральный плод познания Добра и зла, вокруг которого разыгрывается настоящая жизненная драма общества вообще и отдельного индивида в частности. Во всяком случая, лично я именно так увидел и так расшифровал представленное на сцене действо.

Меняющиеся одна за другой сценические картины на всем протяжении спектакля держат вас в напряжении и по мере приближения к развязке это напряжение возрастает все больше и больше. Апогеем спектакля становится финальная картина «расстрела» яблоками (настоящими, аж жалко!) одного из героев.

Фотография


Прелесть «Гравитации» в том, что каждый из зрителей волен трактовать идею спектакля исходя из своего опыта и мировоззрения. Автор не дает никакого объяснения, предоставляя нам, зрителям, самим решать, что же он видел на сцене.

- На первом показе эскиза зрителями были студенты колледжа. И когда они достали чипсы во время спектакля мне стало страшно. Я впервые видела такое в своей практике, как зритель и как режиссер. Я растерялась и подумала, что все, нам хана, как мы будем сейчас играть - зритель будет только хрустеть! Но в какой-то момент я увидела, что ребята проникаются смыслом, они притихли и стали слушать. В эпоху интернета человека сложно чем-то удивить. Но для меня вчера случилось удивление и человеческое, и профессиональное. Я увидела, что ребята во время спектакля отложили чипсы. В моем опыте еще не было такого, чтобы артисты вот так «взяли» зал, убедив зрителя перестать хрустеть чипсами, - поделилась режиссер Наталья Шурганова своими впечатлениями со зрителями после показа «Гравитации»

По первому образованию Наталья балетмейстер. Возможно, поэтому она в своей работе широко применяет элементы танцевального искусства. Мастер уверена, что тело никогда не врет, что через танец, как и через слово, можно передать глубокий смысл.

Фотография


«Выйти из игры», чтобы спастись

Еще одним новаторским прорывом совместной работы в рамках лаборатории стало рождение спектакля Яны Селезневой «Убить Бобрыкина», поставленный по одноименному роману Александры Николаенко, ставшему бестселлером 2017 года, победителем премии «Русский Букер».

- Я прочитала этот роман, мне показалась очень интересной его структура, в нем есть ритм, поэтика. Захотелось попробовать его поставить. Мне кажется, здесь важно почувствовать слово, авторский стиль, особую атмосферу. Не все, конечно, нам удалось, но мы пытались найти правильную интонацию для актеров. Ребята проявили гибкость, открытость, с ними было очень интересно работать. Что из этого вышло, судить зрителю, - рассказала режиссер спектакля Яна Селезнева.

Пересказывать сюжет мини-спектакля не станем - не в этом наша задача.

Фотография


- Нам с ребятами посчастливилось поработать в чем-то совсем новом. Когда я прочитала материал, который прислала нам Яна, я поняла, что я как раз к этому и стремилась. Но когда мы готовились, я очень переживала, в какой-то момент даже засомневалась, а получится ли. Это было очень трудно, но для меня, как актрисы, это замечательный опыт, - рассказала Влада Игнатьева.

Одна из зрительниц во время обсуждения спектакля поблагодарила труппу, сказав, что театр — великий учитель и она, кстати, сама педагог, многое поняла, посмотреть эту постановку. Другая женщина, читавшая сам роман, сказала, что она увидела эту историю совсем в новом свете. И даже узнала в нем себя.

Фотография


Новшеством этого показа стало то, что зрительный зал находился в центре (на крутящейся платформе), а действие спектакля протекало по периметру, вокруг зрителя. Впервые такую технологию применили в России в 1989 году, но в Балаковском ТЮЗе это было впервые.

Яна Селезнева - одна из немногих мастеров, которая взялась за открытие новых текстов для театра. Театровед Павел Руднев назвал ее пионером, обновляющим репертуар российских театров.

Важный вопрос: войдут ли новые спектакли в репертуар нашего театр, получат ли они балаковскую прописку, пока остается открытым. Как сказала куратор программы Екатерина Дорогавцева, это решать самому ТЮЗу. В любом случае бесценный опыт, который получили балаковские актеры в ходе работы на «территории риска», уже обретен.

Душа и тело никогда не врут. Что натворила лаборатория “Театра наций“ с труппой ТЮЗа Балакова
Душа и тело никогда не врут. Что натворила лаборатория “Театра наций“ с труппой ТЮЗа Балакова
Душа и тело никогда не врут. Что натворила лаборатория “Театра наций“ с труппой ТЮЗа Балакова
Душа и тело никогда не врут. Что натворила лаборатория “Театра наций“ с труппой ТЮЗа Балакова
Душа и тело никогда не врут. Что натворила лаборатория “Театра наций“ с труппой ТЮЗа Балакова
Душа и тело никогда не врут. Что натворила лаборатория “Театра наций“ с труппой ТЮЗа Балакова
Душа и тело никогда не врут. Что натворила лаборатория “Театра наций“ с труппой ТЮЗа Балакова
Душа и тело никогда не врут. Что натворила лаборатория “Театра наций“ с труппой ТЮЗа Балакова
Душа и тело никогда не врут. Что натворила лаборатория “Театра наций“ с труппой ТЮЗа Балакова
Душа и тело никогда не врут. Что натворила лаборатория “Театра наций“ с труппой ТЮЗа Балакова
Душа и тело никогда не врут. Что натворила лаборатория “Театра наций“ с труппой ТЮЗа Балакова
Душа и тело никогда не врут. Что натворила лаборатория “Театра наций“ с труппой ТЮЗа Балакова
Душа и тело никогда не врут. Что натворила лаборатория “Театра наций“ с труппой ТЮЗа Балакова
Душа и тело никогда не врут. Что натворила лаборатория “Театра наций“ с труппой ТЮЗа Балакова
Душа и тело никогда не врут. Что натворила лаборатория “Театра наций“ с труппой ТЮЗа Балакова
Душа и тело никогда не врут. Что натворила лаборатория “Театра наций“ с труппой ТЮЗа Балакова
Душа и тело никогда не врут. Что натворила лаборатория “Театра наций“ с труппой ТЮЗа Балакова
Душа и тело никогда не врут. Что натворила лаборатория “Театра наций“ с труппой ТЮЗа Балакова
Автор: Андрей Будякин
0
Нравится
НОВОСТИ СЕГОДНЯ
НОВОСТИ ВЧЕРА