АРХИВ:

Любовь и голуби. Мы наконец-то встретились!

Любовь и голуби. Мы наконец-то встретились!

Нет, не случается такой гастроли, чтоб прошла она тихо да гладко, без нервов да метаний. И редко когда зритель догадывается о том, что может твориться за сценой – на то оно и закулисье! Но то, что предвосхищало антрепризу «Любовь и голуби», добравшуюся до Балаковского дворца культуры 9 апреля, было чем-то необыкновенным. Об этом мне со всеми присущими ей яркими эмоциями рассказала-выдохнула организатор гастролей Эльвира Белова тогда, когда казавшееся несбыточным, все же стало явью.

- Этот потрясающий спектакль с известным всем и каждому сюжетом судьба разводила с нашим городом много-много лет. Раз пять – не меньше я пыталась его привезти в Балаково – и всякий раз не случалось. Причины были самые разные, включая и подлый ковид. Для меня она началась, не поверите, 16 лет назад, когда я – совсем еще начинающая прокатчица – познакомилась с Олегом Боркуновым, с которым ы привозили сюда Лунтика, 2 или 3 раза деда Мороза из Великого Устюга. Лично он, привезший к нам «Любовь и голуби» принимал решение, что делать со спектаклем, который в этом сезоне был показан с абсолютным успехом 155 раз! А у нас он, как проклятый, снова катился к отмене.


Все мы помним об ужасе террора в «Крокусе». Для массовых гастролей это означало большой отток потенциальных зрителей. Пик возвратов билетов пришелся именно на историю о деревенской любви – и с этим ничего не поделаешь. Выходить на сцену при почти пустом зале просто нет никакого смысла. Потому Олег принял решение – забыть о сборах и пригласить всех, кому интересна эта история. Бесплатно. Если хотите, благотворительно. Жены героев СВО, общество инвалидов, сообщество особых детей «Кот и кит». Зал оказался полон и состоял он из самых благодарных зрителей, которые и смеялись, и печалились куда глубже принятой кем-то нормы зрительских сопереживаний.

7 артистов запланировали в нашей губернии полдюжины спектаклей – от Саратова до Пугачева. Везде случились проблемы с заполняемостью, подобные нашей. Потому Олег Боркунов приехал к нам за 1000 км из родного Череповца. Помогать, чтобы гастроли остались успешными совсем не в плане прибыли (о ней на время все забыли), а по-человечески удачно. Эльвира и Олег, измотанные нежданными хлопотами, сидели как подростки в фойе на приступке сцены, устало балагурили и были счастливы тем, что балаковский спектакль наконец-то состоялся!

Само действо избавляет описывать события на сцене. Надюха и Василий Кузякины, их детки Ленька, младшая Ольга и старшая Людк, а Людк! Плюс соседи - баба Шура и бесстыжий выпивоха-обаяшка дядя Митяй. Они ж нам все как родные, чего о них лишнее толковать. Сцены, высеченные в граните нашей памяти гениальным кинорежиссером Владимиром Меньшовым, вызывали смех ровно там, где и в фильме. Была одна замена, что допустимо неписанной этикой актерского цеха. В роли дяди Митяя предстал не Евгений Воскресенский (чудик из давнишней передачи «Оба-на!»), а 73-летний Анатолий Калмыков, король сотен киноэпизодов, выходивший на цирковой манеж еще с Юрием Никулиным.

Кто как играл – дело вкуса, который навязывать не стану. Но по-любому, самым обсуждаемым стал персонаж разлучницы Раисы Захаровны. Заслуженная артистка России Жанна Эппле дала роль максимально гротескно, с пугающим истеричным хохотом – совсем не так интеллигентно-самоиронично, как незабвенная Людмила Гурченко.
Лично со мной случился эффект отторжения, что усилил эффект первого ряда, где все как на ладони. Да и дамы со сцены взялись с своих монологах обращаться не просто в зал, а персонально ко мне, что Раиса, что Надюха. А это отдельное стеснение.

Колоссальное количество сыгранных антреприз отточило одну нехитрую, но всегда благодатную уловку – обращение к местной тематике. Таковых было сразу 4. Сначала в монологах прозвучали названия Оранж и Гринхаус – сразу взрыв хохота. Потом, рассуждая о работе, произнесено было Апатит с БРТ – шквал аплодисментов. А вот следующий шаг был намного продуманнее – из бутафорского магнитофона вдруг полилась старая добрая Песня балаковских строителей, записанная еще молодым Иосифом Кобзоном. Надо было придумать такой ход, найти запись и вставить ее в общую фонограмму – просто круто! Ну и отдельный абзац я просто обязан посвятить еще одному сценическому фокусу. Вспоминаем вместе фильм – изгнанный из дому изменщик Вася встречается со своей Надей на речке у старого парома. И он ей, ну помните же!, стелит на лавочку заботливо газетку. Так вот, в нашем случае Вася молвил: «У меня, Ёшкин кот, и газетка припасена. Местная. «Суть!». Зал покатился в аплодисментах со смеху. Это, братцы, народное признание! Ну а если совсем серьезно, то на самом деле пьеса сценариста Владимира Гуркина много событийнее, чем урезанный цензурой фильм, изначально снимавшийся на две полноценных серии. Вкраплений неизвестного материала в нашем спектакле было немного, лично меня тронула история дурачка Григория, который ухаживал за огромной стаей диких голубей. А когда получил в бок нож от пьяного вахтовика да помер, проводить его прилетели тысячи птиц. Простились и исчезли навсегда и в никуда. Зал был в восторге от новаторского финала. Как мы помним, Надя с Васей довстречались на речке до четвертого дитяти. И вот на поклон вышла Надя с бутафорским младенцем в руках. А следом с нею на сцене появилась брошенная сценаристами в небытие Раиса Захаровна. И тоже – с младенцем. Ай да Вася, Ёшкин пёс!

Успех спектакля оказался безоговорочным. А в фойе так и сидели Олег и Эля, поняв для себя в сотый раз, что ест вещи важнее сборов и прибыли. И послевкусие оказалось под стать этом общему настрою. Несмотря на звания и популярность, артисты переночевали без всяких капризов в не самом презентабельном отеле «Балаково» (другие были просто заняты). Не спеша переехать в Пугачев, Жанна Эппле сотоварищи прогулялись по парку «Энергетик» и на прощание потребовали не стесняться – и крепко-накрепко, как герои самой народной пьесы это страны, обнялись. Потому что полюбили нашего зрителя и команду влюбленных в свое дело помощников. Все вместе они наконец-то показали Балакову этот милый спектакль о нас самих. И, кажется, в эти трогательные мгновения расставания где-то совсем рядом в апрельское небо вспорхнули самые близкие всем нам птицы – красавцы голуби…

Любовь и голуби. Мы наконец-то встретились!
Любовь и голуби. Мы наконец-то встретились!
Любовь и голуби. Мы наконец-то встретились!
Любовь и голуби. Мы наконец-то встретились!
Любовь и голуби. Мы наконец-то встретились!
Любовь и голуби. Мы наконец-то встретились!
Автор: Редакция
4
Нравится