АРХИВ:

Бард с гармошкой Игорь Растеряев

Бард с гармошкой Игорь Растеряев

Далеко не вдруг, не сразу, но мне кажется удалось сформулировать жанр единственного в своем роде артиста, заехавшего к нам на огонек. Игорь Растеряев – бард с гармошкой, без всякой иронии и потаенных двусмыслий.

Так уж вышло, что на самой заре его карьеры, начавшейся в 2010 году, он попал в поле моего зрения и навсегда нашел уголок в моем сознании. Для меня Растеряев начался с «Георгиевской ленточки», пронзительной – до мурашек - баллады о непохороненных солдатах:
«Откопай меня, браток, я Вершинин Саня
Пятый миномётный полк, сам я из Рязани
Много ты в кино видал о солдатах версий
Щас послушаешь мою, эх, будет интересней».

Нашим ребятам - бойцам «Набата» эти волнующие образы ближе всего. Но и всем нам тоже.
Еще одно творение Игоря постоянно звучит на Первом канале, где чудноватая команда КВН из Армавира даже нарекла себя его песней «Русская дорога». Наверняка же помните:
«Вытри слезы, отдохни немного,
Я - русская дорога.
Отходи, а я тебя прикрою
Грязью да водою».

Колоритно? Народно? А то!
А еще у него есть такой хит сельских дискотек:
«Комбайнеры, трактористы, грузчики арбузных фур -
Эти парни не являются мечтой гламурных дур».


Для начала, думаю, достаточно. Почему для начала? Да потому что первое, что я слышал многократно от людей у афиши Растеряева: «А кто это?». Массовому обывателю Игорь малоизвестен, потому и пришло на него ползала – не более того.
У него колоритно не только творчество, а и подача. Все мы знаем "в лицо" массивные черные динамики, расставленные всегда по периметру сцены. Так вот, для Растеряева их собрали по кругу вокруг его стула. На журнальном столике – стакан с чаем (ни разу не притронулся!) и листок с названиями песен. Их же тексты – простые, но неожиданно глубокие – записаны надежно в душе. Он сам - и композитор и автор текстов своих песен, всех без исключения. А выдает он их на суд зрителю очень душевно – под двухрядную гармошку-хромку – единственное музыкальное сопровождение его творений. Плюс за спиной на экране - самодельные клипы, добавляющие нотки простоты и самоиронии.

Сам Игорь – питерский интеллигент, выросший в семье художников, впитал в себя правдивую народность жизни в Волгоградской области, куда уезжал в детстве каждое лето – к родне, комбайнерам, пастухам и прочим предельно простым людям:
«Не снимают про них сериалов -
Ведь они не в формате каналов
И не пишет про них Интернет -
Их совсем, вроде как бы, и нет".

Такое ощущение, что помнит о них в нашей стране только Растеряев. И эхом – все мы, которые наполовину родом из деревень да хуторов.
Но по отношению к своим героям, которых автор-исполнитель любит всей душой, нет никакого показного умиления.
«Чтоб ни работы, ни дома,
Чтоб пузырьки да рюмашки,
Чтоб вместо Васи и Ромы
Лишь васильки да ромашки».


Это о деревне, давно спивающейся до могил. Русский мужик, признаемся, и празднен, и ленив, и бестолков – все правда. Но они/мы достойны искреннего сочувствия хотя бы потому, что войны постоянно так и закатывают судьбы мужиков безжалостным катком.

Много, очень много песен у Растеряева – про дела ратные разных веков. Без всякого фальш-глянца.
«Те, кто расплатился за чужую подлость,
Уходил под пули прямо, не сутулясь,
Превращаясь в слезы, превращаясь в гордость,
В синие таблички деревенских улиц…

Время боль не лечит, а смиряет с нею.
Будет постоянно мысль меня тревожить:
«Вот проходят годы, а не я взрослею:
Это просто Юрка с каждым днем моложе».


Это про первую чеченскую.
А вот – самое свежее, про СВО-госпиталь:
"Бойцам, в сопровождении врачей
Концерт на отделении был намечен.
Не то, чтоб там не хлопали вообще,
Там просто многим хлопать было нечем.

А я им пел, играл на разный лад,
Они с палат тихонько подходили,
И кое-где притоптывали в такт
Те, у кого в наличии ноги были.

И я играл, а время всё текло
Я пел им о добре, любви и силе.
И главный врач стоял, смотрел в окно,
Как к отделению новых подвозили".


Последнее, встреченное залом особо пронзительно, это не песня, а стихотворение, которых в этот вечер прозвучало немало – Игорь не чурается этого совсем сейчас немодного жанра. Он вообще не гонится за модой – простой парень с гармошкой. Глядя на этот инструмент, которого уже и на деревенских свадьбах почти не сыщешь, все творчество 43-летнего Растеряева порою называют примитивизмом. Но так ли примитивны такие его строки?
"Скорый поезд прёт вперед,
Едет в поезде народ.
Всё гадая много лет,
А туда ли взят билет".


На заметку дутым звездам эстрады, одной строкой коснусь райдер-листа (требований) Растеряева – чай да лимон.
После изматывающего концерта-марафона он с трогательным стеснением выбирал на ужин в нашем ресторане блюда попроще-попонятнее, пытаясь не посрамиться со всякими резотто да бланманже – а вдруг не то, что хочется? В общении предельно прост и обаятелен - точно такой же как на сцене. Творит всегда по ночам, потому что он - сова. В общении очень добрый и настоящий, как все его творчество!

Еще один штрих я припас под финал. Концерт Игоря Растеряева длился 2 часа 15 минут – без единой передышки. Аж подусталось как-то слушать, а играть их каково?! Вы помните соло-выступления дольше? Я - точно нет! Прозвучало песен (а они короткие - на 2-3 минуты) - не счесть.
- Да у него поди пиликать на гармошке все пальцы отвалились, - сказал на выходе из зала один зритель.
- Не-а. Он на вечном двигателе. Сейчас, сказали, выйдет в фойе, к народу, - ответствовал другой.

И впрямь, как сейчас совсем не принято, в фойе дворца вышел Игорь Растеряев, толком нестриженый, рано седеющий и совершенно простецкий. Подписывал диски, охотно делал селфи. И слыша признания в любви, черпал для себя что-то только ему ведомое, потаенное. Чтоб потом растянуть свою двухрядку-хромку в новой песне.

Бард с гармошкой Игорь Растеряев
Бард с гармошкой Игорь Растеряев
Автор: Сергей Губанов
5
Нравится
НОВОСТИ ВЧЕРА