АРХИВ:

Сюжет Островского через призму йоги и Ваенги

Сюжет Островского через призму йоги и Ваенги

Предельно любопытно изучать афишу не родного театра. Особенно когда она испещрена названиями спектаклей, к которым не нужно никаких пояснений. "Барышня-крестьянка", "Бесприданница" и т.д. Речь о собрате нашего театра - ТЮЗе города Заречный Пензенской области. 60-тысячнй закрытый атомград, производящий продукцию военного назначения, о которой в советские времена вообще говорить не полагалось.

Но культура есть даже в самых закрытых городах. И весьма, признаться, специфическая. Итак, 300-километровая поездка в Балаково при поддержке Росатома на уикенд труппы Зареченцев увенчалась показом у нас 2-х спектаклей - детского "Волшебника изумрудного города" и более подходящего мне по возрасту "Последняя жертва", вышедшей из-под пера драматурга-легенды Александра Николаевича Островского. Со времени написания не самой известной 42-й по счету пьесы Островского (всего он их создал 57) прошло без малого полтора века. Ну и чем в таком архиклассическом произведении можно удивить? Еще как можно!

Сюжет пьесы, экранизированной на "Мосфильме" в год 100-летия создания пьесы режиссером Петром Тодоровским, типичен для Островского, да что там, и для всей литературы планеты - деньги через призму любви. Приданое, векселя, карточные долги - всего этого в спектакле вдоволь. Но форма подачи... Редкий диалог на сцене обходился без демонстрации пластической подготовки актеров. Названый жених просит в долг в дамы своего сердца, при этом его ломает из стороны в сторону, даже дама чуть ли не на мостик встает, отвечая ему. И все в похожей стилистике, претендующей на серьезные разряды в йоге. Занятно. Странно. Но чертовски маняще, хоть повторяй хореографию, сидя в зале. Откуда-то сверху даже на миг показался звук поскрипывающей старой усыпальницы, в которой перевернулся да не раз давно усопший драматург. Тем более, что судьба не дала ему шанса познакомиться с творчеством шансонье Елены Ваенги, череду песен которой был обрамлен сей спектакль. Да-да, певичка из условного трактира угощала зрительный зал (заполнен был он где-то на три четверти, что почти аншлаг) вполне современными творениями Елены Владимировны Ваенги-Хрулевой, и в зале нашлись люди, которым это показалось уместно-гармоничным!
Число удивлений от новаторских сценических приемов порою мешало сохранять себя в фарватере пьесы. Уже после поизучав нюансы былых веков, узнал, что авторам тогда платили построчно - вот почему монологи героев оказались сплошь чрезмерными, когда хотелось вырезать массу необязательных смыслов. Но зритель - не режиссер, наше дело - вкушать задуманное, потому за полноценные два часа действа мы узнали, что мир совсем не изменился. Алчности и азарта превращают мужчин в черт-те что, доставляя куда менее порочным дамам расстройство самого высокого порядка. Прямо как у нас - грешных, в 21-м веке.
Повторюсь, при описанных издержках спектакля смотрится он поперву совсем занимательно, а некоторая усталость от прагматичных сюжетов подстегивается чрезмерной свежестью в зале - в канун отопительного сезона в присутственных местах везде и всюду так зябко.
И еще. При таком прочтении классики наверняка как-то своеобычно поданы и упомянутые общеизвестные хиты - "Бесприданница" и "Барышня-крестьянка". Но эти постановки на этот раз не привезли. Потому просьба труппе нашего ТЮЗА - во время скорой ноябрьской ответной поездки в Заречный удивите тамошнего зрителя так сильно, чтоб традиция творческих приездов обязательно продолжилась. И тогда нам покажут, в какую феерию с катавасией можно превратить даже наше всё - Александра родимого Пушкина!

Сюжет Островского через призму йоги и Ваенги
Сюжет Островского через призму йоги и Ваенги
Сюжет Островского через призму йоги и Ваенги
Сюжет Островского через призму йоги и Ваенги
Сюжет Островского через призму йоги и Ваенги
Сюжет Островского через призму йоги и Ваенги
Сюжет Островского через призму йоги и Ваенги
Сюжет Островского через призму йоги и Ваенги
Сюжет Островского через призму йоги и Ваенги
Сюжет Островского через призму йоги и Ваенги
Сюжет Островского через призму йоги и Ваенги
Сюжет Островского через призму йоги и Ваенги
Автор: Сергей Губанов
1
Нравится