АРХИВ:

СЧАСТЬЯ И НЕ НАДО БЫЛО. Митрополит Корнилий на открытии выставки произведений балаковских художников “Наследие“

СЧАСТЬЯ И НЕ НАДО БЫЛО. Митрополит Корнилий на открытии выставки произведений балаковских художников “Наследие“

Прошу прощения, если кого-то не упомянул в этих заметках. Фиксировались моменты субъективно и довольно бессистемно. Не моё это дело было - освещать вышеназванную выставку, в которой в единый поток органично слились усилия педагогов и учеников «Балаковской детской художественной школы им. В.И. Задорожного», работников выставочного зала и администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, а также Балаковской общины Русской Православной Старообрядческой Церкви.

До конца октября я безвылазно «крестьянствовал» в Хвалынске, как говорят хвалынцы, - «хлебая припозднившееся лето полной ложкой». К счастью, благая весть о визите в Балаково митрополита РПСЦ Корнилия, об освящении нового храма во имя преподобного Серапиона Черемшанского и о подготовке выставки, приуроченной к этому знаменательному событию, долетела до тучных овощных грядок, зрелых яблок и хмельных виноградников. Сельхозработы близились к концу, поэтому мирские заботы, лопаты и грабли были решительно отброшены в сторону и состоялся срочный переезд в Балаково. Слишком много памятных нитей связывает меня с Черемшанами, пещерой отшельника, старообрядческим кладбищем в лесу и музейными остатками богатого наследия местных уникальных монастырей. Приезд митрополита десять лет назад на освящение фундамента храма я, к великому сожалению, пропустил. Душа требовала откликнуться в этот раз…
С редактором газеты «Суть» Сергеем Губановым три моих работы отвезли на выставку. Казалось, дело сделано. Не давала покоя одна недоделанная задумка, оставшаяся на родине. Основание дубового комля, из которого торчали в плоскости четыре корневища, расходящиеся от вогнутой чаши центра строго под углом в 90 градусов. Корягу мы с другом К. Чувашкиным привезли когда-то на его старенькой лодке «Казанке» с отмели противоположного берега, с затопленного Моховского леса. Тогда, ещё в начале 90-х очистил ее и покрыл олифой. Но олифа оказалось некачественной и коряга, провисев четыре года на заборе, во дворе будущего музея К.С. Петрова-Водкина, нисколько не высохла и липла к рукам. Еще четверть века она ждала своего часа и дождалась-таки. Приятель как-то спилил куст бузины на дрова. Но расширенное книзу основание ствола, попалось мне на глаза. Выпросил, - и очищенное от коры и трухлявой сердцевины, оно оказалось вполне пригодным в качестве основания. А уж центральную фигуру композиции, еще в молодости, подарил мне известный хвалынский художник Виктор Илларионович Шептунов. Светлая ему память… Композицию нужно было срочно собрать воедино. Как всегда, теплого лета русскому мужику не хватило. А время поджимало.
Всё-таки поехал в Хвалынск, в морозную субботу окончательно отшлифовал болгаркой обе части будущей композиции, соединил их вставкой и покрыл их на морозе «Биотексом». Конечно, за сутки, даже в тепле, запах не выветрился и после доставки, в выставочном зале изрядно пахло керосином, навевая смутные предчувствия…

Фотография

И вот, собравшиеся в зале художники и художницы, преподаватели и молодежь, приветствуют изрядно подуставших представителей РПСЦ и прихожан. Фотограф Г.Д. Лобода и Ю. Кондратьев споро щелкают объективами своих камер, фиксируя незабываемые моменты. Начинается награждение учениц художественной школы. Митрополит Корнилий вручает девушкам дипломы, задаёт вопросы, они смущаются, как первоклашки. За них вступаются преподаватели. Волнение присутствует. Не ошибусь, что в жизни немногих, присутствующих здесь, довелось принимать грамоту из рук самого митрополита РПСЦ Корнилия.
Я стоял в сторонке, никого не трогал, внимал смиренно происходящему. И вдруг владыка произносит мою фамилию. Я был совершенно не готов к такому вниманию. И добавляет, - вы же философ, вот и скажите что-нибудь подобающее моменту. И с чего он взял, что я философ? Э-эх! Посетил мя своим благодатным посещением, прими теперь недостойное блеяние грешнейшего паче всех человек…
Умудрился сказать примерно следующее - …в авторских работах, представленных на выставке, в том числе и в моих, присутствует какая-то недосказанность, некая тайна. Последняя работа, тридцать лет и три года ждавшая своего часа, доставлена часом ранее на Ваш суд. Я даже не успел ее назвать. Прошу Вас, владыка, наречь ее, сообразуясь с Вашим видением. Приму с благодарностью. Так вот, нескромно, перевёл стрелки на него. Каюсь.
С дипломом вернулся обратно и тут прочитал на дипломе: - за глубокий философский и профессиональный подход.
Вот оно что!
Далее, как из тумана, до меня доносятся обрывки выступления художника Владимира Мостового: … очень велика, но чтобы вскрыть всё это, была придумана тема очень хорошая. Татаро-монгольское иго. На самом деле всего этого не было. Очень великая русская культура. Я надеюсь, что связь старообрядцев с историками русскими восстановит эту истину.
Фотография

Следом оглашают вручение диплома Козлову Валерию Ивановичу за оригинальную декоративную композицию. Я не слышал, хоть убей, о чём Валера приватно, вполголоса, беседовал с владыкой. Также тихо общался с ним и виртуоз портретной живописи, Дмитрий Лукин. Но тут, весьма своевременно, попросил слова наш известный журналист и краевед Юрий Каргин:
- Самая главная заслуга Д. Лукина в том, что он возродил истинное лицо Паисия Михайловича Мальцева. К сожалению, его картину здесь мы не видим, она не уместилась в экспозицию. Но её можно посмотреть… Она написана с реальной фотографии из Отдела рукописей российской государственной библиотеки. На ней – купец Паисий Мальцев беседует с кучером, который вез Лермонтова на последнюю дуэль. Это реальное лицо на подлинной фотографии. Работа Д. Лукина достойна вашего внимания, потому что от Мальцева - и старообрядческий храм, и замечательная коллекция П.М. Мальцева. И вообще - она в Рогожке должна у Вас находиться! Потому что этот человек сделал очень много для сохранения старообрядческой культуры. Нам сказали тут, - Мы до конца не знаем историю старообрядчества и также не до конца мы осознали, какой вклад в сохранение старообрядчества сделал Паисий Мальцев. Об этом я и считаю в очередной раз напомнить. Спасибо!
Запомнились ответные слова митрополита Корнилия:
- Для меня очень приятно - Его вклад в культуру… Они были знакомы, оказывается, с Саввой Тимофеевичем Морозовым. Вот. И МХАТ, который Немирович-Данченко и Станиславский … это был как раз вклад материальный… Морозов и Мальцев - борец за искусство получился
И мне, как земляку Морозова… Я сам из вотчины Морозова, из Гуслиц, из Подмосковья из Орехова-Зуева, который основали Морозовы двести лет назад, у реки Клязьмы. Весь мой род связан с этой Морозовской вотчиной. Попутно старообрядцы. Ну и там я работал на заводе, который обслуживал эти фабрики громадные в то время. А сейчас, к сожалению, они приказали долго жить после лихих 90-х. А тогда они работали… Много тысяч народа на них трудилось. Текстиль выпускали. В Орехово-Зуево построили театр, Шехтель принимал участие в строительстве. И там, и здесь я видел, как для этих людей, вкладывали свои средства. В то, чтобы не для себя жить, а для народа. Чтобы народ, который у них работал, был счастлив: и в культуре, и ходили в театры и больницы, дома просвещения и библиотеки. Все это было у нас, в небольшом городе.
И я знаю, здесь тоже было, и в Москве. Так что они делали то, что Господь говорит. Буду работать и отдавать всё богу и будет самое дорогое для нашей души – богатить бога, как сказано в притче, богач для себя все делал. А кому это достанется. Они делали так, чтобы доставалось все народу, культуре и религии… Это основа. Мне очень приятно быть на этой земле, которая связана с Паисием Мальцевым через Морозова – это наше общее духовное достояние, наши общие духовные традиции.
Диплом вручается Зюкову Сергею Григорьевичу. Разобрал его ответ:
-Я лучше со своей стороны пообещаю, что еще одну выставку сделаю.
Корнилий:
– Будьте любезны, через отца Михаила, на день жён-мироносиц, после Пасхи, через неделю, есть причт в два этажа, где мы размещаем, и народ приезжает в эти дни, и москвичи приходят. Будет возможность
Зюков: - Мне очень приятно.
Фотография

Диплом вручается Маринкину Сергею Александровичу. Маринкин что-то тихо произнес и поцеловал руку владыке.
Диплом участника вручается Самарцевой Любови Петровне, следом, - Цуканову Вячеславу Викторовичу:
- Хочу подчеркнуть, что это событие эпохальное. Очень серьёзно. Молодежь видит, что свет идёт от работ, от, казалось бы, от того, что было спрятано среди нашей паствы, среди вашей паствы, Владыка. Появляются молодые души, которые видят этот свет, которые принимают его. Прикосновение через искусство к великому, наверное, самое большое таинство, которое можно было бы пройти. Настанет момент, когда понятия, ощущения, знания, которые вы даете, сохранятся с невероятной силой для блага душ тех, кто с этим соприкоснется. Спасибо.
Наконец, отец Михаил дал слово многолетнему руководителю художественной галереи, филиала музея имени Радищева, Наталье Анатольевне Шконде. Она много сил приложила к созданию выставки.
Корнилий добавил – Это первая ласточка. И дальше эта традиция будет развиваться умножаться, я так думаю. Так я сказал? Правильно? Ну расскажите пожалуйста, что там дальше будет?
Шконда Наталья Анатольевна:
- Сергей Григорьевич (Зюков) кокетничает, сказал, что тут экспромт. Вся эта выставка этому противоречит, поскольку она ретроспективная, и она рассказывает, как раз об интересе наших художников, постоянном интересе к духовной жизни, к духовной составляющей истоков. И вот мне очень нравится, что её название широкое – Наследие. И когда мы собрали эту выставку, делали экспозицию, когда отбирали работы, мы какой-то кайф ловили (можно современно так скажу?) Потому что эпиграфом к этой выставке является вот эта работа Валерия Козлова. Потому что это художественная трактовка уникальной молитвы «Отче наш».
Ваш прошлый приезд оставил в нашей, общей, наверное, жизни, впечатление неизгладимое, поскольку, знаете, как, художники тут же отреагировали. И мы с вами увидели, - Сергей Григорьевич - он человек порывистый, эмоциональный очень… И вот ваш портрет — вот там, небольшой такой, но широкими мазками, маленький портретик – он очень живой. В нем состояние радости от встречи с необычным человеком. Дальше там, я была участником события. Как у вас там чин называется? Основание храма. В прошлый приезд ваш. Эта работа важна с точки зрения и краеведения, и художественной. И подтверждение тем событиям в духовной жизни.
И ещё. Работ Дмитрия Лукина мало на этой выставке, а он работает очень много. Нашёл какой-то интерес для себя, и дальше он написал портрет о. Михаила. Причем, ведь этот портрет не первый. Есть графичный портрет ваш. Для художника важно постичь личность вашу. Наверное, мне неловко говорить об этом, но ведь хочется. А раз хочется, значит можно, поскольку это большая составляющая часть этой выставки. С художниками мы знакомы по многу лет и зная их, и вот подтверждение на выставке. Вот художник Владимир Мостовой, которому вы тоже вручали свидетельство об участии. Вот Каргополье - это интерес ещё молодого художника, который сейчас вынес из участия в этой выставке. Владимир Васильевич у нас очень много читающий художник и переживающий за нашу действительность.
Мне очень нравится работа Антона Придворова. Вроде бы наш храм, ещё не реставрированный, но как будто возвышающий корабль, движущийся в эпохе. У него своё, ни на что не похожее мышление.
Или вот Ольга Ежкова… Когда она ездила на этюды в Хвалынск, эта поездка оставила у неё большие впечатления, на работах её – храм, а на другой – дом игуменьи… Много всего интересного…
А ещё мне очень понравилась декоративная работа преподавателя школы искусств «Молитва о хлебе». Она написана современным языком о вечном.
И ещё – очень конкурсная и совсем не детская, выставка детского творчества. Сложная по цвету, Вдумчивая и глубокая. И звезда в этой выставке - Ирина Вадимовна Немова. Она и сама много написала, и подготовила детские работы. Вам большое спасибо!
И Вам, владыка, хочется сказать, - приезжайте к нам ещё и фигурируйте нашу художественную жизнь и все будет хорошо!
Родин говорит: -Художник Дмитрий в гостях у нас, то ли из Москвы, то ли из Брянской области. У нас сегодня освящён храм и украшением храма стали царские врата. Кто не знает - это центральные двери в алтарь. Это, можно сказать, вход в небо, Святая святых. Это работа кисти этого человека. Приглашаю всех, кто не был в храме, придите помолиться и посмотреть.
Этот художник сказал, что у о. Михаила глаза горят.
Козлов мне поясняет – он иконы пишет, окончил Академию Рублёва.
Фотография

Корнилий:
- В заключение я хотел бы сказать, что праздник, который нас сегодня собрал, в первую очередь, это, конечно, освящение этого храма уже полностью и духовно достроенного и материально достроенного.
И он теперь станет украшением этого града. Это духовный остров, куда люди могут прийти из моря житейского суетного, для того, чтобы отдохнуть и сердцем, и душой и подумать о себе, о своей жизни, покаяться. Для этого храм и есть. Такой островок появился и здесь. Я думаю, не случайно, потому что старообрядцы оставили большой большой след. Первые поселенцы, как я понимаю, которые сюда пришли, здесь на картине (?) изображены. Они своей духовной молитвой эти земли осваивали, молились. Как вот это «Молитва о хлебе» - отражает. Очень интересная работа. Далее - и вот эти храмы, дома красивые продолжают внутреннее наполнение человека. И художник - это видно - резкий поворот замечательного духовного строительства храмов и домов, которые очень красивые. И далее - провал в советской, бездуховной эпохе, потому что и в творчестве художников и архитекторов это отражается. Если свет в душе, если бога нет, то - тьма, и всё вокруг бесформенное, что мы видим, особенно в хрущевское время, так называемые хрущёвки.
А сейчас, слава богу, возвращаемся потихоньку к нашим истокам, к нашим корням, и что очень радостно, в таких небольших городах, как мой родной город Орехово-Зуево, И Клинцы, где памятник стоит основателю посреди города. Такой мужичок, как персонажи вот пришли старообрядцы и город Клинцы появился. Отец Михаил оттуда
Вот такие города составляют основу духовного фундамента России нашей, к которой мы должны возвращаться. И я с радостью отмечаю что все эти работы пропитаны духовным, религиозным, православным содержанием и этого не было. Собственно говоря, я жил в первой половине 20 века, во второй половине 20 века, теперь, - в первой половине 21 века и могу видеть, как всё менялось. В советское время бездуховности… И даже невозможно было представить – просто не допускали такие вот работы (на выставки). На них тогда лишь стройка была, там были доярки, коровы лучших пород, трактора… Мы видели и авангард и так далее.
А сейчас возвращается, что живо и близко каждому человеку – духовное, душевное состояние, история, к которой нам надо возвращаться. В ней наше прошлое, настоящее и будущее. И в старообрядчестве это освещено. И старообрядцы православные - это русские други православные православных. И при всех гонениях они всё вынесли, были верующие и патриоты… И Морозов, и Мальцев тоже. Наше благо, благо России – для них это было очень важно. Чтобы Россия, как православная держава укреплялась. До революции это действительно было. Дай бог, чтобы и сейчас это вернулось… Слава Богу, что возвращается эта духовная составляющая. и молодёжи это будет приходить и приходить.
Я думаю, что в этом и залог счастья нашего. Хочу добавить, что на прошлой неделе я слышал, в Государственной Думе предлагают создать Министерство счастья…
А что такое счастье? В чем оно заключается? В светском Петербурге? Каждый на досуге может подумать и задать себе эти вопросы.
Правда, объяснили так, - если будут какие-то законы приниматься в Думе или в Верховном Совете, то это Министерство должно их прорабатывать и смотреть, - если счастья становится меньше в российских условиях, то эти законы не принимать. Не знаю, насколько это была ли это шутка или сказано совершенно серьезно, но возникнет новый отряд чиновников, который будет кормиться в Министерстве счастья… Заканчивая рассуждения о счастье,
Я вспомнил слова из стихов Александра Александровича Блока, в которых о счастье говорится:
Пройди опасные года.
Тебя подстерегают всюду.
Но если выйдешь цел — тогда
Ты, наконец, поверишь чуду,
И, наконец, увидишь ты,
Что счастья и не надо было,
Что сей несбыточной мечты
И на полжизни не хватило…
Вот эта мечта о счастье… «На полжизни не хватило» - это земное счастье. Но с точки духовного представления, счастье-это соприкосновение с богом. Вот здесь я радуюсь. Это кусочек счастья мы соприкасаемся с противодуховностью. По-моему, в этом и счастье. А счастье, когда один человек приходит в храм, кается, очищается, соединяется, приближается к богу. А высшее счастье для нас – войти в вечное царство, вечную жизнь с господом в царство божье. Чего я всем желаю.
Куряева Ольга Максимовна провела экскурсию по выставке. Две работы Кузнецова Валерия Дмитриевича. У нас, в музее истории, есть такая легенда, что когда он писал эти работы, то попросил сшить себе одежду того времени, из той ткани и тех материалов, которые были у старообрядцев, и даже лапти одевал. Здесь мы видим лишь две его работы из цикла - «Поселенцы» и «Исход»…
Фотография

Что касается работ Сергея Серова… Человек, который известен всем нам. Один из признанных балаковских мастеров. Он оставил нам огромное наследие. Любуйтесь.
Работы нашего Александра Ивановича… Троицкий храм. Голос Ольги Максимовны тонул в неровном гуле присутствующих. И я, находясь в другом конце зала, пропустил, как Митрополит начал трактовать мою работу.
А Корнилий, глядя, как мне показалось, на живопись В. Мостового, говорил в это время:
– Красота, которая в смирении Господа нашего Иисуса Христа, спасёт мир! А вот это уродство- какое мир собой представляет - какой-то взрыв, который может всегда произойти. Он старается всё своими руками покрыть и спасти. Он – спаситель наш. Вот это, наверное, наша надежда. Вот эта красота господа и спасет мир. Что он будет действительно красив, как царство божие.
Ольга Максимовна громко позвала меня. И пока я пробирался к нему, не расслышал доброй половины его видения текущего момента бытия, поэтому, поймав паузу, шепотом осмелился спросить владыку, уточнить название работы. На что он твёрдо отчеканил: - Вот я и назвал: - Красота спасёт мир!
Процессия двинулась дальше. Митрополит вскоре остановился. Опять слышу:
Ещё одна работа Павла. Он её назвал «Призмы времени» и написал стихи.
Сквозь призмы времени
Глядим который век…
Христос воскрес!
…И счастлив человек.
Я только и успел вставить, – старообрядческие пасхи. По сохранившимся экземплярам из фонда хвалынского музея резал, в который устроился работать после армии в 1983 году. Владыка живо откликнулся:
-Ага… Ну, для меня это не музей, для меня это быт, когда пасхи делаем…
Куряева: А вот ещё одна работа – «Тихие сосновые воды». Имеется ввиду река времени. Эти доски, которые… Откуда доски, Адольфыч?
Уточняю в двух словах, - из Волги, плАвник… Тут, на панно и крест поклонный намечен.
Фотография

Хотел еще пояснить, что смыслы тут каждый считывает свои… Ведь своё рыбацкое поселение, как точку творения, как зародившийся эмбрион будущего Хвалынска, омываемый до поры, до времени, волглыми водами, монахи основали посередине Волги, на Сосновом острове. Этот участок реки, закрепленный за ними в те времена, по документам так и назывался – Тихие Сосновые воды… Чего только мимо острова не проплывало за 500 лет - от разбойничьих стругов, расшив, белян и парусников до военных кораблей и бесконечных плотов эпохи социализма. Вся жизнь наша на панно закодирована, в обнажившихся деревянных жилах, венах и артериях - от деревянной люльки-колыбели до гробовины из соснового кряжа. А если напрячь воображение – понизу, в очертаниях обгорелой плахи просматривается серебристая гладь реки и черное мглистое небо с луной. А на реплику уважаемого мной человека, мол, идея хорошая, но зачем лаком покрыл? Отвечу – дерево, вынутое из воды и еще не обсохшее, блестит и сверкает на солнце, подчёркивая и проявляя свою фактуру. Как-то хотелось закрепить ощущения от своих походов по волжским берегам.
Ольга Куряева подвела итог: «Река времени течёт. И наше время течет неумолимо». Процессия в гуле голосов плавно перетекла в следующий зал, где продолжила впитывать в себя феерию красочных работ учениц художественной школы.
Фотография

Автор: Павел Пестравский
4
Нравится