АРХИВ:

День памяти Ирины Мамотько. Никто не перестает быть человеком...

15.12.2016 10:53 | 681#
День памяти Ирины Мамотько. Никто не перестает быть человеком...

В обыденной жизни мы от них шарахаемся, стыдливо отводя глаза.
А если смотрим вслед, то наверняка большинство из нас думает: «Сам виноват, раз до такого докатился».
Может, оно и так, но ведь он не перестает быть человеком, хоть и не имеет своего дома.


«ЛЮДИ, ПОМОГИТЕ!»
Обратиться к теме лиц без определенного места жительства, а короче говоря – бомжей, меня толкнула одна история, участницей которой стала моя соседка тетя Лена.
…Вечерние посиделки пенсионеров во дворе среди многоэтажек прервало появление молодого мужчины. Несмотря на июльскую жару, на его голый торс была накинута затасканная шубейка, а худые ноги прикрывали длинные шорты. Скрючившись словно от боли (впрочем, так оно и было), он подошел прямо к компании жизнерадостных стариков.
– Люди, пожалуйста, помогите мне, – взмолился он. – Мне нужен только бинт и зеленка, чтобы рану обработать... Мне очень больно...
В подтверждение своих слов он скинул с одного плеча одежку, и все увидели разодранный бок грязного худого тела – то ли порезы, то ли глубокие царапины. Даже сквозь запекшуюся кровь было видно, что ранение очень серьезное. Несколько женщин, подхватившись, побежали домой за медикаментами, но единственный в этой компании мужчина глядел на своего собрата с нескрываемым пренебрежением. Его взгляд словно говорил: «Кто ты есть? Кусок грязи! Еще и помощи просишь. Перебьешься!». Когда в руках у раненого оказалась целая гора бинтов, ваты и пузырьки с антисептиками, он медленно побрел прочь. Примолкшие пенсионеры едва услышали его слова самому себе: «Пойду к участковому, тут недалеко...» Каждый из них понимал, что самостоятельно бомж рану себе не обработает, но желающих помочь ему среди них не нашлось. Однако стоило их компаньону начать озвучивать свои мысли о «нечеловеке», как все женщины на него ополчились, обвиняя в жестокости и агрессии. На том компания соседей и рассталась.

ЛИПОВАЯ СМЕРТЬ
Балаковец Сергей Петрович ПЕТРОВ несколько лет прожил в статусе «живой мертвец». Другими словами, в действительности он дышал и здравствовал, а по документам был признан умершим. Отчасти в этом и его вина имеется:
– Никого не предупредив, я уехал на заработки в другой город и долго на связь с родными не выходил (на тот момент у него были дети и мать-старушка. – Авт.). Вернулся, а у меня – ни квартиры, ни прописки в Балакове, и сам я вроде как уже на том свете, что подтверждало свидетельство о смерти...
Стал выяснять. Оказалось, когда дети после пропажи отца обратились в полицию, там имелся неопознанный труп. По возрасту и телосложению он вроде бы соответствовал Сергею Петровичу. К тому же смерть сделала свое дело – напрочь стерла мелкие детали внешности. А поскольку родственники мужчины не знали, что он покинул город... В общем, даже старенькая мать признала в человеке, лежащем в гробу, своего сына. Жилье его вскоре было продано, деньги поделены между близкими.
Когда С. П. Петров вернулся, то узнал не только о том, что «похоронен», но и о том, что родные люди не намерены исправлять свою ошибку. Отпустили его, как говорится, на все четыре стороны. Адвокат, к которому тот обратился, с большим энтузиазмом обещал «обобрать детей как липок». Однако их отцу такая перспектива не понравилась. «Я ж им не враг!» – его слова. Так он и остался один на один со своей жилищной проблемой. Благо, на руках оставался российский паспорт с пропиской по старому адресу. С ним было проще скитаться по чужим углам, довольствуясь случайными заработками, и даже удалось оформить инвалидность по сердечному заболеванию.
Эта грустная история, тем не менее, имеет вполне счастливый конец, но о нем чуть позже.

ВРЕМЕННЫЙ ПРИЮТ
Два года в составе комплексного центра социального обслуживания населения (КЦСОН) находится отделение для лиц без определенного места жительства, которое ранее было самостоятельным учреждением. В Саратовской области их всего три (города Саратов, Балаково, Балашов), наше было открыто в далеком 2002 году, а первый ночлег для лиц БОМЖ организовали только осенью 2006 года. Как и тогда, сегодня его услуги весьма востребованы.
– Основные задачи нашего подразделения – прием лиц БОМЖ и предоставление им койкоместа, а также оказание всевозможной помощи в решении проблем с документами, трудоустройством, оформлением пенсий и инвалидности. С ними также работают наши психолог и юрист, – рассказала корреспонденту «Сути» заместитель директора КЦСОН по социальному обслуживанию Ирина КОЗИНА (на фото).
– Принять мы можем исключительно тех, у кого нет прописки, и данный факт, если паспорт отсутствует, мы устанавливаем с помощью паспортно-визовой службы. Изредка к нам обращаются люди, потерявшие главный документ, в надежде его бесплатно восстановить, но... Деньги на это государство не выделяет, их трудоспособные граждане из бомжей сами зарабатывают. С нашей помощью они приводят себя в порядок и находят временную работу без оформления...
Рассчитано отделение на 25 койкомест. Зимой претендентов на них гораздо больше, в летний период – наоборот (сейчас, к примеру, ночуют 14 человек, в т. ч. две женщины). Не надо думать, что попасть сюда можно исключительно с одним желанием и за пять минут. Ничего подобного! Сначала надо написать заявление, потом в поликлинике сдать анализ крови и пройти флюорографию, далее посетить санпропускник (впрочем, это ежедневная процедура для всех) и только потом можно будет расслабиться в чистоте и тишине на «своей» кровати. Большинство только из-за ночлега сюда и приходят.

СХОЖИЕ СУДЬБЫ
Старый особнячок на улице Пролетарской, где находится указанное отделение, и снаружи, и внутри выглядит довольно скромно. Комнаты с высокими потолками пока еще нуждаются в ремонте, но в учреждении он уже идет полным ходом. За два года отремонтированы кровля и система отопления, появились пластиковые окна, отделаны санузлы. Осталась самая малость – косметический ремонт. И с мебелью проблем нет: в женских и мужских спальнях – стандартные кровати, в раздевалках – шкафы с индивидуальными ячейками для одежды и обуви.
Самым просторным помещением является общая гостиная, где оживление царит только по вечерам, когда народ собирается за просмотром телевизора. Поскольку пребывание здесь разрешено с 20.00 до 8.00 утра, день этому контингенту полагается проводить за воротами, где каждый ищет себе занятие сам. Эти часы скрашивает единственный в сутки поход в столовую, где по талонам бомжи получают горячее питание.
– Наши клиенты – люди разного возраста. Самому молодому было 18 лет, его из детдома выпустили, не предоставив вовремя жилья, парнишка был вынужден у нас ордера дожидаться. Самому старшему клиенту – за 80. Правда, таких встречались единицы за мою многолетнюю практику. Среднестатистический возраст лица БОМЖ – это 40-45 лет для мужчин и 50-55 лет для женщин, – продолжает свой рассказ Ирина Юрьевна. – К сожалению, 99% из них страдают алкоголизмом, который для большинства и стал отправной точкой скатывания по наклонной. Потому их родственники даже слышать о них не желают, не то что помогать. Но и мы много для них сделать не можем, тем более если человек сам ни к чему не стремится. Социальная реабилитация – процесс длительный и довольно сложный. Мы помогаем восстановить документы, даем временную регистрацию, чтобы клиент смог трудоустроиться. (У нас налажен хороший контакт с Центром занятости.) Пожилым и больным гражданам помогаем в оформлении пенсий (спасибо сотрудникам Пенсионного фонда – они всегда с пониманием относятся к нашему контингенту!) и определяем в дома-интернаты. За последние три года с нашей помощью туда отправлены около 20 человек...
По словам руководителя, у каждого, кто проходит через их отделение, своя жизненная история, и в то же время чем-то они схожи. Почти у каждого за плечами нежелание работать, злоупотребление алкоголем, аморальный образ жизни. Поэтому не удивительно, что от них отворачиваются близкие, родные люди. Даже когда специалисты отделения пытаются наладить с ними контакт, те откровенны: «Знать его (ее) не желаем! Натерпелись уже, хватит!» Удивительно, но чаще на чужую беду отзываются бывшие соседи или просто знакомые бомжа, всячески помогая ему, в том числе и с оформлением в данное отделение.

СКОРО ДОМОЙ...
Вернемся к судьбе Сергея Петровича Петрова. Его многолетние скитания наконец-то подошли к концу. Впервые в отделении для лиц без определенного места жительства он появился в 2012 году, но активно устройством его судьбы специалисты занялись примерно год назад. В итоге нынешнюю осень этот 62-летний мужчина будет встречать уже в статусе жильца одного из домов-интернатов Саратовской области. Документы уже оформлены, надо просто подождать.
– Мне там будет хорошо! Пенсия у меня есть, еда и жилье будут. А что еще на старости лет надо?! – делился своей радостью с автором этих строк пенсионер. И то верно, для полного счастья иногда только крыши над головой и не хватает.

Сотрудники КЦСОН обращаются с большой просьбой к балаковцам: «Если у вас имеется ненужная (но добротная) одежда и обувь, будем рады принять ее для нужд пребывающих в указанном отделении людей. Особенно нужны теплые вещи. Приносите их по адресу: ул. Пролетарская, 62. Примем с благодарностью!».

Автор: "Суть" № 32, Ирина МАМОТЬКО
0
Нравится
НОВОСТИ ВЧЕРА
25.04.2024 11:19 | 465 | 4

Наша Даша - в Зените!