АРХИВ:

Чудеса кудесные

02.03.2020 12:42 | 1326#
Чудеса кудесные

Сейчас мало кто знает о старинном славянском празднике с красивым названием Кудесы, к которому наши предки относились с превеликим почтением, а праздновали его с весельем и размахом.

Название праздника Кудесы или Бубны как раз и несет в себе смысл всего празднования — веселье. В день почитания домового принято веселиться и одаривать родового духа традиционными подарками, которые он любит.
Хорошо ли, плохо ли, но в своей жизни я с домовыми, можно сказать, не встречался, хотя уверен, что именно домовой дважды спас меня если не от гибели, то точно от пожара.
Четверть века назад довелось мне жить в маленьком и уютном домике, доставшемся по наследству от бабушки. К слову сказать, дом этот был перевезен в Хвалынск из ныне не существующей деревни Фёдоровка, в которой жили мои предки по материнской линии.
Однажды, а дело было летом, после бани поставил чайник на электрическую плиту и в ожидании, когда вода закипит, прилёг на диван с книжкой. Незаметно для себя задремал, да так крепко, что проснулся далеко за полночь оттого, что кто-то настойчиво, тревожным голосом звал меня по имени, призывая немедленно проснуться. Открыв глаза, обратил внимание, что на кухне горит свет, и, идя туда, услышал, как потрескивает эмаль на раскаленном чайнике – вода давно выкипела, а деревянная стена накалилась так, что хоть прикуривай...
Второй эпизод случился в этом же домике несколько лет спустя. Отметив с коллегами День защитника Отечества и придя домой, решил разогреть щи… Словом, ситуация повторилась до мельчайших подробностей с той лишь разницей, что мой неведомый спаситель не только звал меня, но буквально тряс за плечо, ругался и кричал: «Вставай, а то сгорим! Пожар!»
Я подскочил. Мать честная! На кухне уже дымок под потолком и стойкий запах пригорелой пищи (от щей одни угольки остались). Выбросив раскалившуюся, безнадёжно испорченную кастрюлю в снежный сугроб и проветрив дом, я, может быть, впервые серьезно задумался о том, кто же меня спас от страшных последствий. Ангел-хранитель? Но ангелы вроде бы не употребляют крепкие выражения, к тому же я отчётливо, на физическом уровне помнил, как кто-то энергично тряс меня, буквально выдёргивая из крепкого сна.
Домовой! Больше некому! Вслух поблагодарив своего невидимого, но заботливого опекуна, я дал себе пожизненный зарок: если что-то готовишь на плите, никаких посиделок-полежалок, в этот временной отрезок тело должно находиться исключительно в вертикальном положении! И чайники с той поры всегда покупаю только со свистком.
А вот моим друзьям из студенческой жизни довелось не только испытать на себе проделки домового, но и увидеть его обличие. После второго курса учебы в Энгельсском кооперативном техникуме все второкурсники должны были пройти производственную практику с полной материальной ответственностью.
Практика проходила так. Студента направляли в какую-нибудь деревушку или село, где имелись магазины райпотребсоюза. После проведения ревизии местного продавца отправляли в отпуск, а его место занимал студент, которому вменялись все функции продавца, включая документальную отчетность и полную материальную ответственность. Если товарные запасы магазина превышали сумму 30 000 рублей (по тем временам немалые деньги), то магазин доукомплектовывали вторым студентом-практикантом. Этот «дуэт» нес солидарную материальную ответственность – всё по-взрослому!
Так получилось, что студентов из Балакова Олю и Митю (они и поныне живут в нашем городе) направили практиковаться в какое-то крупное село, возможно Маянгу, а может, и другое.
С каждым из них я был дружен. Ольга училась в нашей группе, а с Митей (он обучался на товароведа) мы жили под одной крышей, снимая комнаты в доме одной бабушки.
Прошло лето. Когда мы вновь встретились в первый день нового учебного года, то, конечно же, все разговоры одногруппников были посвящены впечатлениям от производственной практики. Среди прочих особенно запомнилась история, рассказанная Ольгой и посвященная не торговым будням, а встрече с домовым:
– На райповской машине привезли нас с Митей в деревню и первым делом представили председателю сельского совета, чтобы решить вопрос с проживанием. Он предложил два варианта: снимать, естественно, за деньги угол у каких-нибудь одиноких старушек либо бесплатно проживать в бесхозном доме, который при необходимости использовался как гостиница для командированных. Мы, даже не глядя, выбрали второй вариант: сами себе хозяева и платить не надо!
Новое место жительства нам понравилось: старенькая мебель, кое - какая посуда, есть свет, вода в уличной колонке. А что еще нужно для временного проживания?! Оставили в домике привезенные вещи и пошли проводить ревизию. К моменту окончания ревизии у магазина уже толпились с десяток местных жителей – пришлось отпустить им товар. Одна из словоохотливых бабулек поинтересовалась, надолго ли мы здесь и где мы определились на постой.
Узнав, что будем жить в местном «отеле», бабушка заохала, мол, плохое это место, как же нас угораздило так вляпаться? И предложила, «если что», переселиться к ней. На мой вопрос по поводу «если что» бабулька отмахнулась: «Поживете – увидите, только после первой ночёвки постояльцы жить там наотрез отказываются».
Пока я торговала, Митя наладил отношения с местными ребятами и договорился ранним утром пойти с ними на рыбалку. Придя в дом, сделали влажную уборку, поужинали, застели кровати и легли спать. Лежим, болтаем, я рассказала о старушке, которая хаяла наше жилище. Митя говорит: «Не обращай внимания, тётенька, видимо, решила подкалымить на квартирантах. Давай спать, а то в четыре утра пацаны за мной на рыбалку зайдут!»
Только задремали, как в комнате сама собой зажглась электрическая лампочка. Митя молча встал и, нажав кнопку выключателя, вырубил свет, как будто так и надо! Я не сплю, мысли всякие в голову лезут. Хоп – свет опять зажегся! Митя, такой невозмутимый, пошёл и выкрутил пробку из счетчика. Улёгся и с издевкой в голосе сказал в темноту: «Ну и чё ты сейчас будешь делать? Удиви!». Но никаких удивительных событий больше не произошло.
Проснулись от звука будильника, на улице уже светало. Митя оделся, быстренько сделал себе бутерброды с колбасой и хотел выйти в сени, но дверь не открывалась. Ударом ноги он открыл дверь, которая, как оказалось, была приперта невесть откуда взявшимся дрыном. Самое удивительное, что сенная дверь изнутри была закрыта на крючок – с улицы к нам никто не смог бы зайти.
Митя ушёл, я закрыла дверь на крючок и легла досыпать. Чувствую, мне на ноги навалилось что-то тяжелое и стало медленно переползать на грудь. Я лежу, как парализованная, страшно, словами не передать! Глаза приоткрыла, вижу, какая-то темная масса сидит на мне, давит на грудь – не вздохнуть… Запомнилось, что глаза у него как чёрные бусинки, буквально буравили меня взглядом. А тут лучик света через сирень в палисаднике пробился и попал на его мохнатое ухо, а оно у него как у кролика с мелкими кровеносными сосудиками-прожилками.
Вспомнила, что нужно в этом случае сказать: «Домовой, ты ко мне к худу или к добру?» Прошептала эти слова и услышала, а может почувствовала, его хриплый дребезжащий смешок и ответ: «К добру!» Он скатился по ногам и будто провалился сквозь металлические прутья спинки кровати.
Тут уж не до сна! Умылась, оделась и ушла в магазин. Митя с рыбалки пришёл довольный, хвастается уловом, говорит: «Давай я поторгую, а ты иди домой – рыбки пожарь, ухи свари».
Я ему все рассказала и категорически заявила, что одна не пойду и вообще надо воспользоваться предложением бабки. Митя только посмеялся, мол, чего я кипишую, он нам ничего плохого не сделал. Ну продемонстрировал свое присутствие, познакомился, делов-то! Наоборот, прикольно: с нами теперь свой персональный домовой будет жить! Надо его задобрить – печеньку в угол положить, молочка налить…
Так и сделали, а когда в дом входили, всегда здоровались с ним, интересовались, как дела. Домовой больше не хулиганил, по крайней мере пакостей не делал, видимо, мы ему понравились. Обещание «к добру» домовой исполнил: практика прошла замечательно, сработали без недостачи, накупались, загорели, Митя рыбы насушил. Когда уезжали, поблагодарили «хозяина дома» за приют и лояльное отношение. Вот такая история.
Когда встретился с Митей, то первым делом, пересказав Ольгин рассказ, спросил, так ли все было? Митя, известный своим пофигизмом, лишь утвердительно кивнул, добавив некоторые подробности. «Надо было его с собой в Балаково забрать, прикинь, он бы сейчас с нами жил», – посетовал Митя.
Многие специалисты в области паранормальных явлений утверждают, что домовой в доме необходим. Он надежнее любой сигнализации убережет дом от воров и от настоящей нечистой силы. Купить домового, разумеется, нельзя, но если вы хотите, чтобы он поселился у вас, можно воспользоваться следующим способом.
Поезжайте в какую-нибудь заброшенную деревню, захватив с собой мешок с табаком и цветными тряпочками. Выберите пустующую избу, войдите в нее и, стоя посередине с раскрытым мешком перед собой, скажите: «Домовой, домовой, пойдем со мной, бери свою домовиху-госпожу, чем смогу, награжу». Затем завяжите мешок покрепче и езжайте обратно.
По приезде домой развяжите мешок и положите в укромное место. И можете считать, что у вас в доме теперь есть дух-хранитель.
Для полного счастья в доме домового угощают каждое первое число. В темный уголок кладут печенье, конфету, кусочек хлеба до следующего первого числа. Затем угощение меняется, а старые конфеты и хлеб выбрасываются (питается он лишь их энергетикой).

Автор: Газета Суть. Алексей КАРПОВ
0
Нравится
НОВОСТИ ВЧЕРА
25.04.2024 11:19 | 461 | 4

Наша Даша - в Зените!