АРХИВ:

Тайны Девичьих Горок

23.10.2020 12:07 | 4553#
Тайны Девичьих Горок

На правом берегу Волги, высоком и крутом, как символ вольности и свободы, лежит небольшое и с виду неприметное село — Девичьи Горки. Но история его настолько удивительна, что до сей поры вызывает немалый интерес как у историков и этнографов, так и у простых путешественников. Особенно это странное название — Горки, да ещё и девичьи!

Может, когда-то здесь любили собираться девушки — хороводы водить, с юношами встречаться да плести венки и пускать их по шумливым волнам непокорной и свободолюбивой Волги. Но нет: тайна возникновения села, как и многие другие секреты, надёжно хранимые в этих местах, уходит своими корнями в столь древние времена, когда и Руси-то, как таковой, ещё не было...
Говорят, что в средневековье жили по берегам Волги племена "амазонок", славу которых позже присвоила себе Южная Америка. Отец истории Геродот, живший в V веке, писал о таинственных племенах амазонок - воинственных женщин, которые нападали на соседние племена, уводили скот, и не было с ними никакого сладу . Девушки во время набегов выбирали себе мужей, которых после рождения ребенка выгоняли назад в свое племя с мальчиками, а девочек воспитывали в своем духе. Однажды они переправились через Танаис (Дон), напали на скифов и увели в плен, кроме скота, ещё и мужей. Через год они стали выпроваживать мужей в скифию, но те не хотели уходить. Были скифы не менее воинственными и близки амазонкам по культуре и языку, и вот так, как говорит Геродот, произошло племя сарматов. Какое-то время селились сарматы по правой стороне Волги, а потом ушли в иные края. И лишь осталось в память о тех знаменательных событиях ласковое и греющее душу слово — Девичьи Горки. Но это лишь часть легенды. По другим суждениям, жила в этих краях девица по имени Пелагеюшка. И вот однажды увидела она, как пристал к берегу, где её домик стоял, резной чёлн. Вышел на берег молодой казак — высокий, чернобровый, статный. Глянул он на Пелагеюшку — и влюбился. И девушке парень по душе пришёлся. «Как тебя зовут, добрый молодец?» - спросила она. «Степаном кличут. - ответил казак. - А по отцу Разиным прозывают». Жили молодые в любви и радости, да недолгим счастье оказалось: надобно было Степану в края дальние отправляться, поскольку был он в сильной опале у царя. Расставаясь, обещал Разин невесте любимой в скором времени вернуться. Ждала его Пелагеюшка верно и преданно. А как через некоторое время вернулся её возлюбленный, нашептали ему языки злые, что не верна ему была возлюбленная. Осерчал Степан, не стал слушать оправдания девушки. Схватил он в сердцах топор да и убил Пелагеюшку. А когда понял, что не прав был и обманули его недруги, залился слезами горючими и велел похоронить бывшую свою любовь со всеми почестями и насыпать на могиле её высокий холм, который с тех и прозвали в народе «Девичьей горой».

Само же село было основано во второй половине XVIII столетия вольными крестьянами, выселившимися из соседней Терсы на новое место. Закрепощены Девичьи Горки были, очевидно, в 1797 году при императоре Павле I, даровавшем деревню вместе с Терсой графине Шарлотте Карловне Ливен. По другой, народной версии, деревня стала помещичьей чуть раньше – при Екатерине II, которая, по воспоминаниям местных старообрядцев, "за услугу дарила господам крестьян". До воли крестьяне состояли на барщине, после крестьянской реформы 1861 года вышли на дар и разделили землю по ревизским душам. Располагался дарственный надел по скату Терсы, у берега которой также находился выгон, за которым имелись два поля пашни. Кроме того землю арендовали в барской экономии. Надел был ровный, состоял из среднего качества чернозёма с супесью и хрящеватой подпочвой. Сеяли русскую пшеницу и редко рожь, популярные в прошлом овёс и просо почти полностью забросили. Севооборот практиковали трёхпольный, возделывали землю однолемешными трёхконными русскими плугами и деревянными боронами с железными зубьями (стальные запчасти покупали в Балакове и у местных кузнецов, деревянные изготавливали сами). Лес (до 30 десятин, дуб и вяз) и покос имелись на берегу Волги. Рубили деревья на колья, строительный лес покупали в Балакове, а на дрова и прочие нужды – в экономии Ливен. Помимо дров также топили кизяками. Общественными запашками (для хранения зерна имелся магазин) и садоводством занимались с давних времён, подсадки покупали в Новояблонке Хвалынского уезда, плоды и ягоды возили на продажу в Балаково , куда в трёх верстах к северу имелась постоянная переправа через Волгу. В деревне в 1880-х годах работали больница и двухклассное училище , кроме того детей обучали частно у старых девок и вдов. Также работали кабак и карантинный пункт. Важным промыслом являлось рыболовство. Тянулась деревня, состоявшая из одной улицы шириной в четыре сажени, вдоль берега Волги; в полуверсте пролегала большая дорога из Вольска в Хвалынск. Одним из самых известных сельчан, имя которого почитают и до сих пор, стал Иван Михайлович Днепровский (отец Иоанн) , который в 1908 году стал законоучителем в одноклассном училище Министерства народного просвещения в селе Девичьи Горки. 17 июля 2002 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение о прославлении в лике святых иерея Иоанна Днепровского.
В основном же православное население деревни было приписано к Богоявленской церкви Терсы, находившейся в семи верстах. Среди населения был распространён раскол. Крупнейшей общиной была беглопоповская, местная администрация целиком состояла из старообрядцев, что особенно способствовало укоренению раскола в Девичьих Горках. Православное население активно участвовало в черносотенном движении, особенно в период Первой русской революции. И только примерно после 1912 года в селе наконец построили свой, собственный православный храм. Однако недолго сельчанам пришлось радоваться дому Божьему. В годы советской власти 28 января 1930 года Постановлением заседания Президиума Нижне-Волжского Краевого Исполкома Советов РКиК депутатов было утверждено представление Вольского Окрисполкома о закрытии и ликвидации храма «учитывая настоятельные просьбы батрацких, бедняцких и середняцких частей населения села Девичьи Горки, образовавших единый колхоз». Здание храма было передано под школу.

В советские годы Девичьи Горки входили в состав Терсинского сельсовета. Дети обучались в школе села Широкий Буерак, при которой в послевоенные годы был организован интернат. В 1955 году здесь открылась сельская библиотека.

В настоящее время село является частью Терсинского муниципального образования. По данным переписи 2010 года в Девичьих Горках проживают 90 мужчин и 102 женщины. Работают в селе библиотека с культурно-досуговым центром, фельдшерско-акушерский пункт, почта, два магазина. Село частично газифицировано, имеется водопровод.

,,.Широка и вольна Волга-матушка. Много тайн и секретов скрывают её окрестности. Нужно лишь прислушаться — и в журчании воды, шелесте деревьев и крике перелётных птиц ты услышишь необычайную и неповторимую повесть о давних временах, узнаешь о том, как жили наши предки и откроешь новые, неизведанные страницы истории великого государства под названием Русь.

Тайны Девичьих Горок
Тайны Девичьих Горок
Тайны Девичьих Горок
Тайны Девичьих Горок
Тайны Девичьих Горок
Тайны Девичьих Горок
Тайны Девичьих Горок
Автор: Сайт газеты Вольская неделя
0
Нравится
НОВОСТИ ВЧЕРА
25.04.2024 11:19 | 418 | 4

Наша Даша - в Зените!