АРХИВ:

Большое интервью легендарного Сергея Кузина газете “Суть“ перед последней домашней гонкой сезона

Большое интервью легендарного Сергея Кузина газете “Суть“ перед последней домашней гонкой сезона

В преддверии последней домашней гонки Командного Чемпионата России по спидвею в этом сезоне наша газета решила подарить своим читателям, среди которых немало любителей гонок, что-то необычное. Перед чрезвычайно ответственной гонкой с "Башкирией" мы задумали интервью с человеком, имя которого знает каждый болельщик "Турбины" - от мала до велика. Его имя - Чемпион СССР и шестикратный Чемпион России по спидвею Сергей Кузин.

С задумкой я поделился с директором "Турбины" и Сергей Мантопта ее охотно подхватил. Есть одна загвоздка: "Кузя" - человек совсем не публичный и более чем скромный, но одному Сергею Викторовичу удается убедить другого Сергея Викторовича, и спустя несколько минут мы уже договариваемся об интервью. Беседа оказалась богата на ностальгические воспоминания и даже откровения именитого гонщика. Какой была "Турбина" в начале 1990-х? Какие зарплаты получали советские гонщики? С какими чувствами уходил из родного клуба и потом возвращался в балаковский спидвей? Почему не считает себя легендой "Турбины" и какое падение изменило его карьеру? Обо всем этом в нашем интервью с Сергеем Кузиным.

Фотография

- В первую очередь, для истории: Сергей, расскажите, как вы пришли в спидвей и почему выбор пал именно на этот опасный вид спорта?

- У меня просто не было выбора, - улыбается "Кузя", - в детстве я жил прямо за стадионом. Тогда вокруг нашего стадиона стоял целый поселок из времянок, мы жили в домике рядом с речкой (поселок имел народное название "Шанхай", а озеро за стадионом до сих пор называют Шанхайка. Сейчас на этом месте гаражные кооперативы - ред.). Мы вместе с отцом ходили на спидвей. И каждый день, идя домой мимо стадиона, я оказывался в плену звука моторов и специфического запаха отработанного топлива. Когда я малышом катался на трехколесном велосипеде, то даже пытался войти в занос, подражая гонщикам. Если бы родился где-то в другом месте города, наверное, и не пошел бы в спидвей. Я и футболом занимался, и хоккеем дворовым. Заниматься-то - занимался, но они меня не пленили так, как спидвей.

- Первым тренером стал, конечно, Евгений Иосифович Леошкин?

- Да, у меня о нем самые добрые воспоминания остались. Мы с ребятами встречаемся сейчас и все, как один, говорим: "Он был нам как отец родной". При этом, Шеф был очень строгим человеком, но так и надо! Когда ты молодой, можешь попасть в дурную компанию и историю. А Шеф всегда держал строгой рукой в ежовых рукавицах. Он создал потрясающую атмосферу в мотоклубе и его ученики это помнят до сих пор.

Будучи юниором, Сергей Кузин дебютирует за "Турбину" уже в 1988 году, а уже в 1991 и 1992 году выигрывает личный Чемпионат СССР среди взрослых, оставаясь лучшим и среди молодежи. При этом, Сергей сравнительно небольшого роста. Рассуждаем об этом факторе в успехе гонщика: "Кузя" не согласен и приводит в пример рослого Виктора Кузнецова (лидер Ровенского "Сигнала" - ред.) и изумляется мастерству нашего высокого Ильи Чалова, который на виражах изгибается в самые неудобные позы.

- Из своих сверстников кого бы назвали одним из сильнейших?

- Сразу скажу, это Морозов. Лёшка очень хорошо ездил, особенно в командном чемпионате. В "личке" ему не везло, не знаю почему. Может быть, готовился хуже. Из моего призыва он лучший. У нас так и получалось: в командном Лёшка больше очков наберет, а в личном - я.

- 1994 год был роковым для той "Турбины". В чем причины глубокого кризиса балаковского спидвея?

- В Советское время был ДОСААФ, мы все были в структуре этого Общества и под его крылом. Серьезные деньги перечислялись в команду. Государство лоббировало, хотя это слово мне и не нравится, поддерживало технические виды спорта. К тому же, поддерживал Саратовгэсстрой, выдавал нам квартиры. В сегодняшнем понимании мы были государственным предприятием, жили за счет него. Когда Союза не стало, мы стали никому не нужны. Оказалось, что без государственной поддержки этот вид спорта не может существовать. Да и сейчас без спонсоров спидвея бы не было... В 1994 году мы отгоняли свое и все...
Фотография

- В советское время гонщики получали прилично?

- Все зависело от твоих результатов. Зарплата была самой что ни наесть средней, но были очковые - 3 рубля за привезенное очко (по ценам того времени - 1 кг колбасы или сыра-ред.). Вот исходите из этого. Сейчас, наверное, гонщики зарабатывают больше. Если все заезды выиграл, то тебе полагалась премия, вот только размер не помню.

- Было обидно уходить в "Жигули" (прежнее название "Мега-Лады" из Тольятти - ред.)?

- Я тогда был молодой парень и ничего не понимал, и не чувствовал. Когда повзрослел, появились мозги и почувствовал тягу к родному Балаково. Я думал, что "Турбина" воскреснет и поднимется из пепла, но в 1990-х так и не получилось. Вы не представляете, как Евгений Иосифович любил спидвей. Ведь это он все сделал, он создал балаковский спидвей. Я думаю, сейчас он был бы счастлив, если бы знал, что "Турбина" возродилась и доросла до Чемпионства. Мне кажется, Леошкин ушел из жизни потому, что не смог пережить трагедию клуба, которая для него стала личной.

- Самый звездный период связан у Вас с "Мега-Ладой", благодаря вашему вкладу клуб 5 раз становился Чемпионом России? Какие сейчас отношения с тольяттинской командой?
Фотография

- Сейчас никаких отношений уже нет. Ни с кем не общаюсь, со мной не связываются. А о той "Мега-Ладе" до сих пор вспоминаю с теплом. Помнят или нет? Я не мониторил, - улыбается Сергей, - это надо у местных болельщиков спрашивать.

- В 2002 году у 31-летнего Сергея Кузина самый высокий среднезаездный результат за тольяттинский этап карьеры - 2,55. Почему на пике вы рискуете вернутся в Балаково, где в успешное возрождение спидвея верили лишь оптимисты?

- (Сергей Викторович берет 10-секундную паузу) Если честно, история была следующая. Тогда тренер Степанов сказал, что лучшие из лучших поедут на Кубок Европейских Чемпионов среди клубных команд. И меня отсекли. У меня такая обида была, даже какое-то отчаяние! Эта несправедливость и подтолкнула меня к уходу из "Мега-Лады". Стало известно, что в Балаково есть надежда на возрождение клуба и решил вернуться домой.

- Период двух "Турбин" был неоднозначным. Были и скандалы, и уход Кузина из СТМК. Сейчас остались какие-то обиды?

- Нет, а чего обижаться? Жить надо дальше, а не оставлять это в себе. Сейчас никаких обид нет.

- Карьеру вы завершили в 2009-м году. Тогда на треке уже гонял молодой Андрей Кудряшов.

- Конечно, хорошо его помню. Был талантливый мальчишка, старался, это было видно со стороны. Не ожидал, что он так "выстрелит", ведь 4-кратный чемпион в личном зачете! Тогда он только подавал надежды, но я знал, что из него выйдет хороший гонщик. Желаю Андрею выздоровления, чтобы все было хорошо, переживаю за него.

- Сергея Кузина не так часто увидишь на стадионе. Болельщика из Кузина не получилось?

- Из меня уже не получится болельщика. Если ты спортсмен, то и спорт видишь по-другому. Смотришь гонки глазами спортсмена, а не болельщика. Это надо тогда переродиться, - смеется Сергей Викторович, - Болельщиком я не стал. В этом году, к сожалению, все гонки пропустил. Может быть, попаду на гонку с "Башкирией".

- С нынешними гонщиками "Турбины" общаетесь?

- Нет, и дело не во времени. Это уже совсем другое поколение спидвея. Я уже не интересен для них, у нас сложно найти точки соприкосновения.

- Не согласен, Сергей Кузин уникален тем, что застал и советский период истории "Турбины" и ее возрождение. Многие называют Вас легендой клуба. Согласны с этим?

- Нет, какая я легенда? Нет, конечно. Я отношусь к своей персоне более спокойно. По-моему, легенды клуба - это, конечно, Гордеевы. И старший, и младший. Мы с Валерием Дмитриевичем, насколько помню, год-другой вместе отъездили за команду, я тогда был совсем юный. У меня тогда результаты были еще совсем скромными.

- Удалось хотя бы в одном заезде обогнать Гордеева?

- Не помню, если честно. Но, по-моему, все-таки нет. Он же в 90-е в Российской лиге уже не ездил. Если бы мы встретились на треке чуть позже, может быть и были бы шансы.

- Народное прозвище "Кузя", нехитрое сокращение фамилии, никогда не было обидным?

- Нет, никогда.

- Слышали когда его скандирует балаковский стадион?

- Во время заезда трибуны не слышно от слова совсем, а когда катишься после финиша уже можно что-то услышать: крики или аплодисменты. А во время заезда не до трибун, я полностью концентрировался на мотоцикле и треке. Первое время я вообще стеснялся внимания болельщиков. Я даже помахать рукой после заезда стеснялся. Упрусь в землю и не поднимаю голову. Не понимал тогда, что надо помахать трибунам и поблагодарить за поддержку. Ты же для болельщиков ездишь!
Фотография

- Почему не получилась заграничная карьера?

- Я хотел ездить за границей, в Польше. Но у меня не было спонсора, чтобы купить конкурентоспособный мотоцикл. Сам бы я тогда не потянул. Без спонсоров там невозможно ездить. Это очень дорогой вид спорта. На тот момент у меня не было шансов получить откуда-то поддержку.

- Вспомните самое тяжелое падение за карьеру?

- Самое неудачное и драматичное для меня падение было в 1993 году на нашем стадионе в Балаково. Тяжело вспоминать, зарубились в заезде с Рифом Саитгареевым. Я сделал ошибку еще перед заездом - неправильно отрегулировал настройки на мотоцикле. Поэтому Риф меня все притыкал и притыкал. На последнем круге он под меня подлез и получился незначительный контакт. Стоило бросить мотоцикл и все было нормально, а я переживал за технику и держался до последнего. Меня развернуло на 180 градусов. Упал и затылком ударился о деревянный борт. Итог - смещение шейных позвонков и сильное сотрясение. Полное восстановление от травмы заняло несколько лет. Больше года мучали головные боли и высокая температура. Из-за этого в том числе и не случилась возможная карьера в Англии.

Вспоминать, об этом Сергею Кузину было не просто. Самое тяжелое падение в карьере случилось ровно 30 лет назад, Саитгареев тогда провел великолепный сезон в башкирской команде. Риф погибнет после страшнейшей аварии в Польше через три года. А противостояние "Турбины" и "Башкирии" даже тридцать лет спустя остается принципиальным. Мы распрощались, Сергей Викторович спешил на работу (трудится в Администрации водителем), а я еще раз пригласил его на родной стадион, чтобы поддержать "Турбину" в ближайшей домашней встрече с "Башкирией", которая состоится уже в эту субботу. Болеем за наших и верим в команду!
Фотография

Автор: Борис Заправски
0
Нравится
НОВОСТИ ВЧЕРА