АРХИВ:

Взгляд со стороны на наши мусорные войны

05.04.2016 9:39 | 572#
Взгляд со стороны на наши мусорные войны

В последнее время в татарстане весьма активно обсуждается тема реформы рынка обращения с отходами. Толчком послужили изменения федерального законодательства, регулирующего отрасль, утверждённые в декабре 2014 года.
Теперь в каждом регионе должна быть разработана территориальная схема обращения с отходами, а непосредственное управление будет отдано на откуп компании, имеющей статус регионального оператора.


Фокус в том, что региональный оператор законодательно получает монопольные права на заключение договоров на вывоз твёрдых коммунальных отходов (ТКО) как с предприятиями и учреждениями, так и с управляющими структурами в жилом секторе.
Все остальные участники рынка в лучшем случае могут лишь рассчитывать, что региональный оператор позволит им встроиться на условиях подряда для выполнения тех или иных технологических функций. Например, транспортных или перерабатывающих. Но поскольку каждая услуга, в том числе услуга подрядчика, должна оплачиваться, это неминуемо влечёт за собой рост тарифов на вывоз мусора.


Сейчас в республиканском министерстве строительства, архитектуры и ЖКХ разрабатывается территориальная схема обращения с отходами. Пока так и не ясно, какой она будет. Однако уже известно, что на статус регионального оператора претендует как минимум три крупных отраслевых игрока.

Один из претендентов —казанское ООО «ПЖКХ», работающее под брендом «Чистый город». С 2013 года эта структура входит в структуру фонда «РТ-Инвест» (зарегистрирован в Люксембурге, но подконтролен, как утверждается, корпорации «Ростех»).
Ещё один претендент — ООО «Поволжская экологическая компания», учредитель которой — Сергей Петров, сын руководителя Приволжского управления Ростехнадзора Бориса Петрова.
И, наконец, третий весьма влиятельный игрок межрегионального уровня —холдинговая компания «Мехуборка Групп», головной офис которой находится в Санкт-Петербурге, но учредителями, по некоторым сведениям, выступают два кипрских офшора.

Не исключено, однако, что республиканский рынок отходов, во избежание ненужной войны, будет просто поделён между ними. По крайней мере, один из сотрудников республиканского минстроя на условиях анонимности сообщил, что в качестве варианта рассматривается схема разделения республики на несколько зон, в каждой из которых региональным оператором будет определена одна из вышеуказанных компаний.
Впрочем, рядовому жителю Татарстана абсолютно безразлично, кто будет осуществлять функции регионального оператора по обращению с отходами. Главным критерием для него станет вопрос стоимости и качества оказываемой услуги по вывозу мусора. А вот с этим пока много неясностей. Особенно тревожными кажутся ожидания в отношении компании «Мехуборка».

Саратовская область — один из семи регионов, где компания «Мехуборка» ведёт активную деятельность. В последнее время там то и дело возникают скандалы по поводу безудержного роста тарифов на вывоз мусора, осуществляемого «Мехуборкой». Конфликты на этой почве возникли во многих городах региона — Балаково, Вольске, Хвалынске и др.
Особый резонанс вызвала ситуация в Вольске. Здесь, по сообщениям местной прессы, «Мехуборка» направила жителям домов в частном секторе «письма счастья», в которых сообщила о намерениях взимать с 1 мая 2016 года ежемесячную плату за вывоз мусора в размере 141 рубль с человека.
То есть, еслив доме, к примеру, прописано 6 человек, то раскошелиться придётся на 750 рублей в месяц. Причём, если в прошлом году граждане платили по 45 рублей с человека, а с начала года тариф увеличился на 10% и составил 49,5 рублей, то с 1 мая нынешнего года размер тарифа возрастает сразу в три раза.
Надо сказать, что Вольск — это город с населением в 65 000 человек, абсолютное большинство которого проживает именно в частном секторе.
Так что неудивительно, что многократный рост тарифа породил резкое недовольство среди людей, потребовавших от городских властей положить конец беспределу «Мехуборки».
Однако глава Вольска Игорь Пивоваров предпочёл не замечать проблемы, обосновав это тем, что раньше норматив выводили по квадратным метрам, а сейчас будет рассчитываться по количеству жильцов.

Подобное увеличение тарифов ожидается во всех населённых пунктах Саратовской области, где работает «Мехуборка». В аналогичной ситуации жители другого саратовского райцентра — города Пугачёв (41 000 жителей).
На официальном сайте районной администрации сообщается, что «увеличение стоимости услуги по вывозу ТКО для частного сектора составит — 157% (с 55 рублей до 141,28 рублей), для жителей многоквартирных домов – 88% (с 55 рублей до 103,6 рублей)»
В отличие от городского начальства Вольска, работники местной администрации возмутились незаконными действиями «Мехуборки», заявив, что выставленный компанией тариф в нарушение федерального законодательства превышает предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. Было подготовлено письмо в управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области с просьбой проверить увеличение тарифов ООО «Мехуборка-Саратов» и дать заключение обоснованности предпринятых действий.

Эти действия наглядно демонстрируют, что власти Пугачёвского района оказались более адекватными, чем в Вольске. Большинство жителей Саратовской области, особенно таких городов, как Вольск и Пугачёв — это граждане с невысокими доходами, для которых даже незначительное повышение тарифов может стать серьезной проблемой. Здесь недалеко до бунта, тем более что жителей Пугачёва само название города к этому обязывает.

Не менее резонансной оказалась ситуация в городе атомщиков Балаково. Одна из местных газет описывает конфликт, в котором наглядно проявилось истинное лицо руководителей местного подразделения «Мехуборки».
Жители многоквартирного одноподъездного дома № 157«а» по улице Чапаева, в котором проживают в основном профессора и преподаватели местного вуза, провели два собрания, на которых обсуждался вопрос об утверждении вновь установленных тарифов на сбор, вывоз, утилизацию и захоронение ТКО.
Острая дискуссия в частности возникла, когда один из жителей дома Сергей Шашков представил собственные расчёты, демонстрирующие необоснованность выставленных «Мехуборкой» тарифов.
Он задал вопрос руководителю балаковского подразделения компании Оксане Жиляевой: почему расчёты платежей за сбор и вывоз мусора ведутся исходя из квадратных метров занимаемой жилплощади, а не из реального объёма вывозимого мусора?
В этом случае, по словам Шашкова, получаются совсем другие суммы, так как весь их дом за сутки не заполняет даже один контейнер. Жильцы дома предложили реже вывозить мусор, но «Мехуборка», сославшись на санитарные нормы, отказалась. На предложение жителей объединить контейнеры с соседним домом, чтобы сократить расходы, также был получен отказ. В итоге единственным выходом для них стала возможность отказа от услуг «Мехуборки».

Однако вскоре эта возможность исчезнет, так как с введением института регионального оператора будет установлена монополия. А если учесть, что в Саратовской области на этот статус претендует как раз «Мехуборка», то жителям балаковского дома по улице Чапаева ничего не останется, как терпеть тарифный произвол компании-монополиста… Если, конечно, гром не грянет.

Кстати, в Балаково многие дома не согласились с тарифным диктатом компаний, подобных «Мехуборке». Как сообщается на официальном сайте города, в двух управляющих компаниях приняли решение согласиться с мнением жителей подведомственных домов и отказаться от повышения тарифов.
Результатом стала месть со стороны мусорных компаний, прекративших оказывать услуги. Итог — загрязнение мусорных отсеков в многоэтажных жилых домах и рост антисанитарии. Власти отреагировали оперативно, начав выписывать штрафы управляющим компаниям. А мусорные компании типа «Мехуборки», необоснованно повышающие тарифы, оказались вроде как и не причём.

Кстати, с апреля 2016 года всю прелесть тарифной политики «Мехуборки» ощутят на себе и жители областного центра — Саратова. Именно «Мехуборке» переданы полномочия разорившегося муниципального предприятия «СпецАТХ», осуществлявшего прежде сбор и вывоз отходов.
Объясняя решение, мэр Саратова Олег Грищенко дал весьма пессимистичный комментарий, ссылаясь на наличие противоречий в законодательстве, предусматривающего обязанность муниципалитетов реализовывать полномочия по организации сбора и вывоза мусора в рамках 131-го федерального закона при отсутствии у них возможностей влиять на тарифную политику.

Саратовский опыт показателен прежде всего тем, что наглядно демонстрирует, что ожидает жителей республики, если региональным оператором станет такая компания, как «Мехуборка». Даже при отсутствии монопольного статуса ей удаётся кратно завышать тарифы, невзирая на сократившуюся в условиях кризиса платёжеспособность населения. А что же станет, если этой компании будут предоставлены монопольные права регионального оператора? Ведь установленные в условиях монополии завышенные тарифы способны подстегнуть рост протестных настроений. И кто тогда станет тушить пожар народного бунта? Неужели «Мехуборка»?
Кстати, татарстанцы уже имеют некоторое представление о реальных настроениях этой компании. В конце прошлого года она презентовала президенту Татарстана Рустаму Минниханову проект организации в Елабужском районе межмуниципального полигона, прозванного в народе мегасвалкой. Инвестиции по этому проекту предполагалось отбить, как обычно, за счёт населения — путём повышения тарифов. Надо сказать большое спасибо Минниханову, который поставил жирный крест на этом проекте.

Автор: kazanfirst.ru Анатолий Лернер — Казань
0
Нравится
НОВОСТИ ВЧЕРА