Поделиться:


Авторизация:


Успешно добавлено

Продолжить
Произошла ошибка:

Проверочный код не верный или не найден идентификатор объявления
Повторить
Добавить ссылку на фото:

Добавить
Загрузить фото:

Формат допустимых файлов: jpeg, png, bmp, gif.
Размер каждого из файлов не должен привышать: 10 мегабайт



Письмо редактору:




Отправить
Поиск:

Искать
Поиск в архивах:

Укажите дату:
Митрополит Лонгин — о карантине и конфликте со светскими властями

Митрополит Лонгин — о карантине и конфликте со светскими властями


1 июня 11:45

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин в ночь на Пасху оставил храмы открытыми для тех, кто особенно нуждался в пасхальной службе.

Из нескольких приходов людей силой выводила полиция. Храмовые ворота одного из них закрыли наручниками.

Как митрополит за 17 лет изменил церковную жизнь Саратовской области, почему он выступил против ряда ограничительных мер, что происходит в приходах региона в кризис — в материале «Правмира».

— Владыка Лонгин, что такое православие в Саратове, чем оно, может быть, отличается от московского православия? Что изменилось за 17 лет, которые вы на кафедре?
— Надо сказать, что от московского православия, так же как от московской жизни, отличается все, что находится за МКАДом. Об этом мы все знаем, и я могу только подтвердить, что это так.
Саратовская область — это достаточно новые земли в составе Российского государства. Здесь было большое количество старообрядцев — Иргиз, Балаково, Хвалынск с Черемшанскими старообрядческими монастырями. Здесь были колонии немцев-переселенцев, католиков и лютеран. В западных районах области было много молокан. Поэтому православие здесь не было единственной и господствующей религией. Бывало так, что в некоторых селах было по 4–5 различных общин: несколько старообрядческих, православная и какая-нибудь штунда или что-то в этом роде.
Поэтому если в других областях, даже соседних, жизнь бесцерковная насчитывала 70–80 советских лет, то в некоторых наших районах — до 300 лет. То есть там достаточно замкнуто жили несколько поколений людей, которые между собой не общались, но у которых было одно общее правило — в церковь не ходить.

В советские годы Саратов был закрытым городом, что тоже наложило свой отпечаток. Храмов было немного. Саратовская область, в которой проживало 2,5 миллиона человек, к исходу советского периода насчитывала всего 12 приходов. Два из них — в Саратове, по одному в Энгельсе и в нескольких других крупных городах. Поэтому развитие церковной жизни здесь было затруднено.
Правда, в одном Саратову повезло: здесь был замечательный архиерей, архиепископ Пимен (Хмелевской), который почти 30 лет прослужил на кафедре (1965 – 1993 гг.) и оставил очень глубокий след и в церковной жизни, и в жизни самого города Саратова.

О новых храмах и церковной общине
— В 2003 в области было около 40 постоянно действующих храмов, сейчас их около 400. Большая часть приходов и монастырей возникла за последние годы. Сейчас у нас хорошая семинария, она занимает верхние строчки в рейтингах. Большинство духовенства нашей епархии — это наши выпускники, те, кого я рукоположил за последние 17 лет. Мы стараемся развивать церковную жизнь, проповедовать, вести миссионерскую и социальную работу, работу с детьми и молодежью. У нас две гимназии: в Саратове и в Хвалынске. Для наших мест это достаточно хороший результат. Большой детский лагерь, который, к сожалению, по известным причинам сейчас не действует. Все это нам удалось не только создать, но и поддерживать все это время.

— Не было предубеждения из-за того, что вы не местный, не саратовский?
— Такое было, это неизбежно. Это всегда бывает, скорее, на подсознательном уровне. Потом это прошло, потому что со временем я сам стал саратовцем, по крайней мере, ощущаю себя им.
Это мой город, я в нем живу уже 17 лет. Я переживаю за него. Проблемы города и области воспринимаю как свои собственные. Я думаю, что это естественно, по-другому нельзя. Нельзя же долго быть приезжим.

— Можете ли вы рассказать про какие-то действительно радостные теплые моменты?

Вообще церковная жизнь в епархии достаточно интенсивная. Из наиболее радостных событий назову принесение святынь. В прошлом году у нас была Курская Коренная икона Божией Матери. Тогда же был осуществлен очень интересный музыкальный проект — запись в Саратове диска с песнопениями в честь Божией Матери сводным русско-американским хором под управлением В. Горбика. Такой же проект был осуществлен у нас в 2017 году: диск с духовными произведениями П. Чеснокова впоследствии был номинирован на Грэмми.
В 2009 году Саратов был столицей Дней славянской письменности и культуры. Это было очень интересное и торжественное мероприятие, причем мы были последним городом, в котором этот праздник проходил на общероссийском уровне. Потом, вы знаете, формат изменился.
Это открытие отреставрированного исторического здания семинарии, освящение семинарского храма и храма при Саратовском университете в 2014 году, когда к нам приезжал Святейший Патриарх Кирилл. Это, конечно, было грандиозное и запоминающееся событие.

В Саратове у нас много лет совершается многолюдный крестный ход 4 ноября, на Казанскую, — через весь старый город с Казанской иконой Божией Матери.
Летом у нас проходит самый длинный по протяженности и по времени крестный ход, посвященный новомученикам и исповедникам российским, из Балашова в Вавилов Дол. Мы идем через всю Саратовскую область с запада на восток — это почти 780 км, он длится 31 день.

Много событий, которые радуют.
Последняя наша большая программа — это строительство 20 новых храмов в Саратове. Есть московская «Программа- 200», а я как-то решил, что в Москве 200, а в Саратове 20, такие цифры будут созвучны и сопоставимы. Благодаря помощи Вячеслава Викторовича Володина эта программа осуществилась. Причем мы построили эти храмы одновременно — за два года начали и закончили программу. Это уникальный опыт, думаю, что не только для нашей губернии, но вообще для многих других.

— Насколько есть потребность в храмах, это вызвано их нехваткой?
— Наше время сильно отличается от той ситуации, которая была несколько десятилетий назад. Когда я начинал ходить в церковь, помню, видел таких церковных людей, которые могли ехать на электричках, автобусах, идти пешком на службу в церковь хоть за 10 километров. Сегодняшние люди, в большинстве своем, к этому неспособны.
Сегодня храмы должны быть в шаговой доступности. Они и были такими когда-то. Вспомните прекрасный русский город Суздаль или присмотритесь к открыткам старого Саратова. Вы увидите, что это такое. Выйдя из дома, не предпринимая для этого никаких особых усилий, можно было прийти в храм, и помолиться, и побыть на службе.

Поэтому для большого города, в котором живет 750 тысяч человек, 2 храма, как это было при советской власти, — это, конечно, крайне мало. Да и 14 храмов, как в 2003 году, тоже немного… Сейчас в Саратове их 64, и они все полны народа. Пока они переполняются лишь несколько раз в году, но и в обычные воскресные дни это вполне нормальные приходы.

Самое важное, что эта ситуация дает возможность от разговора об общине при храме перейти к ее формированию. Когда на большой микрорайон, где проживает 200–300 тысяч человек, приходится один–два храма, в них никогда не сможет сложиться настоящий приход, потому что ни один, ни два, ни пять священников не смогут уделить людям того внимания, которое им необходимо.

А здесь, когда на службу в будний день приходит от 10 до 20 человек, в воскресный день около сотни, а в праздник 150-200 — это как раз тот объем, который нужен для того, чтобы при храме могла сложиться община. И они действительно складываются. Настоятели становятся заинтересованными в каждом человеке. Это, как мне кажется, очень важная вещь. Чем быстрее мы во всех больших городах сможем открыть достаточное количество храмов, тем лучше будет развиваться наша церковная жизнь. Мы часто говорим, что у нас православная страна, но ходит в храмы очень небольшое количество нашего крещеного народа.

Смотрите, что получается? Построили храм в новом районе. Рядом большие многоэтажные дома, там живут самые разные люди. Кто-то из них, может быть, изредка заходил в церковь, гуляя в центре города, кто-то приходил на Пасху, кто-то за святой водой. А тут храм оказался совсем рядом — можно выйти из дома, перейти дорогу и попасть в него. Смотришь, человек пришел раз, два, три… Через год он уже постоянный прихожанин.

Это люди, чья церковность была как бы отложенной, не была реализованной из-за каких-то житейских проблем. Потому что сложно из нового района ехать в центр города в воскресный день утром с детьми, или еще хуже — на всенощную зимой, когда транспорт ходит плохо, везде гололед и сугробы. А тут вышел и попал в церковь. Это, конечно, дало значительное увеличение прихожан. Оно не взрывное, нельзя сказать, что сразу тысячи людей прибавились, но процесс этот идет, и он будет продолжаться.

— Насколько откликались люди на работу по восстановлению храмов? Кто вам помогал?
— Нам немало людей помогало. Конечно, больше всего помогал Вячеслав Викторович Володин, и в организации, и сам, лично. Находятся и другие люди, которые в разное время помогали храмам и монастырям. Не скажу, что их очень много, но они есть. Я почему-то убежден, что, скорее всего, их нигде много не бывает.
Слава Богу, Господь посылает помощников. Я очень люблю слова Евангелия о том, что Господь из камней воздвигает чад Аврааму. В храм приходят люди, которые могли раньше вообще об этом не задумываться, а потом Господь касается их сердца, и они начинают жить церковной жизнью и помогать.

— А власти? Происходит сращение Церкви и государства?
— Нет, про сращивание я бы не стал говорить, но у нас всегда были добрые отношения с властью. Мы многие вещи делали вместе — наши образовательные, культурные проекты всегда были с участием власти. Это было абсолютно нормально и в рабочем режиме.

— В массовом сознании епископ — это человек, который приходит, все благословляет, а вся основная работа выполняется без него. Например, крестный ход — что он для вас означает, чем вы занимаетесь?
— Во-первых, епископ, как вы знаете, переводится как «надзиратель». Если совсем уж просто сказать, то роль епископа во всех этих процессах, которые вы перечислили, в этом и заключается — он их организовывает и надзирает над ними. Всегда есть необходимость в том, чтобы что-то организовать, продумать, посоветовать, руководить исполнителями, потому что само по себе никакое дело не совершается.

Что такое тот же крестный ход? Это достаточно большое количество людей в трех епархиях, которые должны четко взаимодействовать на протяжении месяца. Нужно продумать вместе с ними все этапы. Или, например, строится храм. Надо обязательно следить, как движется это строительство, правильно ли оно ведется. Думать, кто будет там служить, каким будет внутреннее убранство и территория, какие еще помещения необходимо устроить для будущего развития приходской жизни?

Вообще, зона ответственности архиерея — это и внешнее, и внутреннее устроение церковной жизни в епархии. Просто коротко перечислю, что входит в это понятие, и чем приходится заниматься каждый рабочий день. Это реставрация и консервация исторических храмовых зданий. Это посещение приходов, и особенно приходов сельских (не секрет, что село вымирает, многие из храмов находятся в малонаселенных местах, поэтому наша епархия выплачивает зарплату сельскому духовенству). Особого внимания требует семинария, учебный и воспитательный процесс. Архиерей в основном несет ответственность за взаимоотношения епархии с государственными, общественными и прочими организациями, за законность всех ее действий. Митрополит, к тому же, призван поддерживать общение с другими архиереями епархий, находящихся в пределах одного региона, и, как говорится в положении о митрополии, преподавать им братские советы. Ну, и многое, многое другое…
Кроме того, я довольно часто служу, несколько раз в неделю. Я люблю богослужение. Мои подписчики в соцсетях не раз писали мне, что до этого и не догадывались, как часто служит архиерей, и что это является его главным делом.

— Когда епископ из одного региона переходит в другой, церковная жизнь этой местности влияет на какие-то устои епископа, или наоборот, он приезжает со своими традициями?
— Сложно сказать. Конечно, нельзя приехать с таким настроем: все не так, все неправильно, а я лучше знаю, и все сделаю так, как надо. Я думаю, что в нормальных условиях должно происходит взаимовлияние и взаимопроникновение того, к чему привык архиерей, что он привез с собой, — и того, что он увидел на том месте, куда приехал.

— Какие скорбные дни вы помните, можете про них рассказать?
— Святитель Филарет Московский сказал когда-то, что архиерейство — это постоянное сораспятие Христу, и чем дольше я живу на свете, тем глубже проникаюсь этими словами. Это действительно нахождение на кресте, это действительно сораспятие. Никакие внешние привилегии архиерейского сана, какими они видятся для постороннего человека, даже для церковного, этого не отменяют.

— Предполагаю, что вы знаете, как тяжело сейчас в Троице-Сергиевой Лавре, сколько там людей умерло от коронавируса. Наверное, среди них были те, кого вы близко знали?

— Да, конечно, очень даже близко знал, практически всех. Меня тут некоторые называют ковид-диссидентом. Должен сказать, что это не так. Я вполне адекватно отношусь к этой опасности. Но имею некие возражения против того, во что все это превращается, — против истерики и запугивания. Здесь у меня есть вопросы.

— Можете подробнее рассказать про то, что больше всего смущает вас?
— Наверное, то же, что и у всех — избыточность и мало доказанная эффективность многих мер. В частности, для меня было понятно, что монастыри, так же, как семинария,— где люди вместе живут, в одном помещении трапезуют — это, конечно, как и любое общежитие, место повышенной опасности. Поэтому свои монастыри мы закрыли сразу. У нас семь монастырей, мужских и женских. Они закрыты, и слава Богу, в них никто не заболел.

— Но в ночь на Пасху храмы были открыты, несмотря на требования властей…
— Мы объявляли всем прихожанам, что надо сидеть дома, особенно людям из так называемой «зоны риска». Я даже выступал со специальным обращением к тем, кто не может в дни Страстной Седмицы и на Пасху находиться в храме, что им надо потерпеть, что ситуация требует от них такой жертвы. Но при этом понимал, что есть люди, на самом деле, их немного, которые все-таки считают для себя совершенно необходимым пойти в храм.
Я попытался договориться с властью о том, чтобы этих людей пустили в церковь. Уже когда разворачивалась эпидемия, люди, услышав предостережение, сами в большинстве своем остались по домам. На Вербное воскресенье я служил в самом большом храме города, и на службе было чуть больше 100 человек. В прошлом году было 1100. Есть разница? Мы с самого начала выполняли все требования, которые были обозначены в циркулярном письме из Управления делами Московской патриархии — масочный режим, разметка храма, дезинфекция храмового пространства. И я просил дать возможность этим немногим людям зайти в храм помолиться.

К сожалению, диалога с властью не получилось. Начали выкручивать руки, в Пасхальную ночь просто гнать людей. У меня есть записи из разных мест. В Хвалынске, например, людей выгнали из храма перед пасхальной службой и закрыли ворота наручниками. Тогда я позволил себе достаточно жестко высказаться в соцсетях.

После этого в городе Саратове на Пасху народ пустили, а в других местах было по-разному. Народу было чуть больше, чем в обычный будний день, это даже нельзя сравнить с воскресной службой, которая обычно собирает в городских храмах по нескольку сотен человек.
Но сам факт такого моего несогласия очень озлобил некоторых товарищей, и с тех пор у нас идет какая-то странная кампания против правящего архиерея.
При этом ни магазины, ни рынки, ни общественный транспорт в Саратове не закрывались.

— И не было так, что из дома можно выходить только по пропускам?
— Пропускная система у нас была введена позже, уже после Пасхи. Только пропуска у нас бумажные, а не электронные. И получение этих пропусков собрало толпы людей, штурмующих места их выдачи. Ужесточение началось после Пасхи, буквально с 20 апреля.
Многие вопросы можно было бы решить, найти какие-то способы и договориться — по пять человек в храм пускать, по десять… Было бы желание. Понимаете, в ситуации, когда открыты магазины, рынки, аптеки, работает транспорт, закрывать храмы… Я извиняюсь, алкомаркеты открыты, но закрыты храмы!
Прежде всего, это очень оскорбительно для человека, для которого вера — это не просто некое увлечение. Для нас, верующих людей, Церковь — это основа нашей жизни. Именно поэтому мученики шли на смерть за свою веру и за возможность открыто исповедовать Христа.

— Нам об этом писал отец Андрей Кордочкин из Испании: мы стали как индустрия развлечений, испанские власти поставили церкви на один уровень с барами.

— Да, к сожалению, это так. Надо сказать, что для всех нас было неожиданностью то, что для власти Церковь — это настолько несущественно. Пасха? — ну и что такого? Сидите дома. Как будто это новогодняя вечеринка.
Да, если плохая эпидемиологическая ситуация, новогоднюю вечеринку можно не устраивать, сидеть дома, я абсолютно с этим согласен. Но мы с вами понимаем, что это разные вещи. К сожалению, не нашлось никого, кто мог бы объяснить это тем, кто не понимает.

— Какая ситуация у вас в епархии по заболевшим? Есть ли они среди прихожан, духовенства, сотрудников епархии?
— Слава Богу, среди духовенства и работников пока никто не заболел.

— Каким приходам сейчас тяжелее всего?

— Все в какой-то мере пострадали. Мы помогаем священникам, помогаем церковным работникам как можем. Огромное спасибо Константину Малофееву — каждый священник, кто обратился к нему, получает по 15 тысяч рублей единовременной помощи. Еще местные помогают нам, не скажу, что много, сейчас суровая ситуация у всех. Но кое-как выживаем. Многие люди остались работать в храмах и в епархии, не получая зарплату, или получая лишь небольшую часть от нее. Я сказал, что когда это кончится, когда вернется обычная жизнь, опять начнем платить. Знаете, никто не ушел, ни один человек, никто не сказал: «Ах, так? Значит, тогда я пошел». Все остались.

— Вы видите выход из этого всего кризисного карантинного периода или пока не очень?
— Пока не очень. Я думаю, что от моего видения мало что зависит, потому что это государственное мероприятие, оно будет прекращено в той форме и в те сроки, какие государство сочтет возможным. Будем подчиняться этому.

— Вы поддерживаете как-то связь с больницами Саратова? Знаете ли, что происходит с помощью врачам сейчас?
— Да. У нас большая волонтерская служба. Постоянно люди трудятся в больницах. И в нынешних перепрофилированных, и в обычных, в которых лежат люди с разными болезнями — сейчас это тоже большая проблема. Помогаем врачам, помогаем руководству больниц. Многие говорят, что сложно создать вакцину. Это достаточно долго. Многие вирусологи высказываются скептически. На самом деле ковид-диссидентов гораздо больше среди медиков, чем среди архиереев.

— Конечно, сначала доклинические исследования, потом клинические. Скорее это случится не раньше зимы.

— Но не хотелось бы «мерцающего» карантина, как уже кто-то в московских кругах сказал, — когда будет два месяца без карантина, потом опять три месяца на карантине, и так до тех пор, пока не появится вакцина. Это бесполезно и бессмысленно. Конечно, очень сложно людей будет удержать. Любые ограничения люди могут терпеть лишь очень недолгое время…

— Мне кажется, у людей сейчас выбор между больницей, болезнью с тяжелым, возможно, течением, и между голодной смертью…
— Может быть, и не голодная смерть, но то, что очень сложно будет людям жить, это факт.

— Все заметили, что вы без маски вышли на рынок, но мало кто обратил внимание, что архиерей сам ходит туда. Часто с вами такое происходит?
— Да, я часто хожу по городу, по рынку, по магазинам. Просто хожу по городу, потому что мне нужно много ходить как диабетику, я тоже в зоне риска. Об этом кто-то знает, кто-то нет. Я не делаю из этого какого-то шоу.
Я ехал со службы, это был Николин день, отслужил литургию, думаю, дай зайду. Надо сказать, что у нас масочный режим не распространяется на нахождение на улице, поэтому я как-то особо не подумал…

— И там рейд оказался…
— Да. Не хочу заниматься конспирологией, как он оказался, зачем… Оказался и оказался. Ну, поймали архиерея. Честь им и хвала. Я извинился. Мне кажется, этого достаточно, чтобы закрыть эту тему.

Фотографии:





#Балаково, #Актуально, #Статьи
Автор: Правмир, pravmir.ru | Рубрика: Общество
КОММЕНТАРИИ
аватар 2 июня 8:43
Гость (Анонимно)Цитировать
великий ЛЕНИН говорил что религия это опиум для народа
аватар 2 июня 12:34
Гость (Анонимно)Цитировать
Это чем же душегуб велик? Тем что целую империю в крови утопил?
аватар 3 июня 3:08
Гость (Анонимно)Цитировать
Из-за этих представителей РПЦ, лживых (в церквях нельзя заразиться, а кто заразился - в ИСТИНУ не верующий), готовых ради денег рисковать здоровьем своим и прихожан, стравливать верующих с властью, влезать во все стороны жизни общества, строить за счёт государства свои церкви (места работы) без последующего возврата денег и при этом не платят налоги вообще, внёсших в Конституцию поправку о своей значимости в истории создания и жизни Государства Российского раньше и всегда (поправка о Боге) - я и многие люди будем голосовать ПРОТИВ этих поправок.
аватар 3 июня 3:10
Гость (Анонимно)Цитировать
2 июня 12:34 Гость (Анонимно), Вы писали: Это чем же душегуб велик? Тем что целую империю в крови утопил?
Это кто так определил - вы, хохло-бандеровцы, любители сжигать женщин стариков и детей?
аватар 3 июня 8:13
Гость (Анонимно)Цитировать
хочу работать церковнослужителем устал работать на прессах и платить налоги
аватар 3 июня 8:14
Гость (Анонимно)Цитировать
2 июня 08:43 Гость (Анонимно), Вы писали: великий ЛЕНИН говорил что религия это опиум для народа
и Карл маркс тоже так говорил
аватар 3 июня 15:20
Гость (Анонимно)Цитировать
Церковь всегда работала и круглосуточно,ей церкви,положено давать советы на похоронах и свадьбах.
аватар 3 июня 20:16
Гость (Анонимно)Цитировать
3 июня 15:20 Гость (Анонимно), Вы писали: Церковь всегда работала и круглосуточно,ей церкви,положено давать советы на похоронах и свадьбах.
а там зарплату на карточку переводят как у нас на заводе во вредном цехе отпуск у них оплачиваемый и больничной можно узнать
аватар 6 июня 9:06
Гость (Анонимно)Цитировать
обычные бездельники от них помощь государству такая же как от цыган
ВАШ КОММЕНТАРИЙ:
Анонимным пользователям недоступны дополнительные функции, авторизуйтесь на сайте и используйте дополнительные функции.
Размещая комментарии соблюдайте правила сайта.

аватар Гость


Отправить
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
ВСЕ СТАТЬИ
10 июля 17:28 34 0
Любимым “Девчатам“ уже 60!
10 июля 10:35 268 14
Нам бы тут еще фонтанчик! Кто помогал “Сути“ обнулять дорогу через парк
9 июля 15:23 276 6
Работает балда за семерых. Или Домодедово как немощный Левиафан
9 июля 14:08 377 5
Второе пришествие гастролеров-массажистов. Как мы изгоняли нечисть
9 июля 10:04 249 0
Если душа жаждет сесть на мотоцикл. Памятка безопасности от ГИБДД
8 июля 16:15 10.5K 43
Мою маму не лечили, а калечили
8 июля 11:22 856 12
Мертвые души в царстве непуганых зверей. Подробности уголовного дела в техникуме им.Грибанова
8 июля 11:14 531 1
ТЕСТ: Знаменитые тезки, прославившие Россию
7 июля 15:16 541 2
Балаковская АЭС поддержала школы города и 1807 социально незащищенных семей
7 июля 15:13 476 0
Конкурс “Энергичные люди“ ждет креативных участников
7 июля 14:49 481 0
Прими участие во Всероссийском творческом конкурсе “Слава Созидателям!“
7 июля 14:41 541 1
Встречай, учи и снова расставайся…
7 июля 12:09 806 12
В Бермудском треугольнике без всяких счетчиков
6 июля 18:20 1K 38
Кто ответит за срыв маршрута 10А, когда шкварчит внутри не только у главы?
6 июля 14:41 759 12
Закон о “зеленке“ пока работать не хочет
6 июля 10:19 797 0
Девочка утонула в сельском пруду. Правила безопасности на воде
3 июля 15:43 937 0
Андрей Шибнев - ветеранам Апатита: Вы создавали настоящее и будущее нашего предприятия
3 июля 12:17 1.2K 3
Как жизнь, примостовцы?
2 июля 14:22 258 1
Листая подшивки газет Балакова. Как судили перегибщиков
2 июля 12:22 12.5K 34
Таких голосований мы еще не знали! О СуперЯвке, Выстрелах в лоб и GoPro-провокации
30 июня 16:37 1.2K 11
Конкуренция должна быть честной. Размышления о сборе подписей за Саратов, а не за Балаково
30 июня 13:45 1.2K 2
Как Москва коронавирусничает
29 июня 13:33 21K 35
Вольские чаровницы вернулись с Парада Победы
29 июня 12:12 3.9K 0
ТЕСТ: Являетесь ли вы знатоком изобразительного искусства?
Показать еще
ВИДЕОАрхив
ОПРОС
Смягчение ограничений в регионе при растущих цифрах корона-заражений это по-Вашему?..
Голосовать
МЫ В СОЦ. СЕТЯХ