АРХИВ:

Командировка от Росатома. Часть 1. Такой здесь Край – и солнцу не прогреть!

12.01.2018 12:16 | 1525#
Командировка от Росатома. Часть 1. Такой здесь Край – и солнцу не прогреть!

От Волги до Енисея ногами не счесть километры…
Отчего ж ногами-то, господа старомодные из всенародно любимой группы Любэ!


...По возвращению из самой короткой по времени, но и самой длительной российской командировки я нарочно сложил преодоленное на 4-х самолетах расстояние – по траектории Балаково-Саратов-Москва-Красноярск и обратно вышло 8500 км за неполные двое суток пути. Аккурат как в той бодренькой песне – от Волги до Енисея…
Вводные этой удивительной поездки таковы: госкорпорация Росатом, следуя своему имиджу максимально открытой компании, устроила пресс-тур для журналистов в один из самых своих засекреченных объектов, потому о городке Железногорск и о том, чем там заняты сибиряки, лично я знать ничего не знал.
Из общеизвестного: Красноярский край - второй по площади в стране после Сахи-Якутии (занимает 14% территории России – то есть 1 из 7 км2 - красноярский). Или согласно гениальному Жванецкому, «Красноярский край покрывает Швейцарию, как бык овцу». Если сравнивать чуть мягче, то край этот воистину бескрайний почти в 4 раза больше отнюдь не маленькой Франции – оторопь да и только!

Фотография

Оно конечно все так, однако… Полуночный рейс из Москвы рассекает просторы родины при ясном небе. Далеко внизу – россыпи ночных огней городков и весей. И вдруг – на экваторе 4-часового перелета – полная темень – обесточка.
Стюардесса-всезнайка разрешает интригу: «Так мы Урал перемахнули, теперь летим над Сибирью, а с людьми там негусто»…
Вон оно что… Продолжаю сравнивать цифири с той же красоткой Францией. На территории вчетверо большей, чем у французов, жителей Красноярского края – 2,83 млн (или 1,21 человек на км2!). Во Франции же живет 67 миллионов граждан при плотности населения 103 чел. км2. Такая эквилибристика с цифрами не только коротает время рейса, но и помогает понять не только нашу уникальность, но и запущенность демографических бед.
Аэропорт Красноярска под названием Емельяново, от которого до искомого закрытого наукограда Железногорска по сибирским меркам – мизинцем дотянуться – всего-то 100 км! И конечно же, нет лучших знатоков родных просторов, чем таксисты. Алексей, взявшийся подвезти меня с аэропорта в Железногорск по дороге Путина (знаменитый его пробег по стране на Ладе Калине увенчался строительством здесь широкого автобана), был и словоохотлив, и в меру ворчлив. И Красноярск-то рожден был как Острог для защиты покорителей Сибири - казаков Дубенского от аборигенов по соседству – кыргызских багатуров. И развился-то он в город-миллионник благодаря Гулагу сталинскому да переезду массы оборонных предприятий во время войны.
Фотография

- Многих сюда вместе с заводами подальше от линии фронта с немцами перекинули, моих, например, деда с бабкой. Но после Победы вернули обратно далеко не всех – так и закоренелся народец. Сейчас же с работой совсем несладко. Мужики даже с нефтяных да газовых вахт все чаще приезжают с пустыми карманами – штрафуют их за все подряд – заработать не дают. Там не слыхать нигде, кризисы у них, едрит их всех, еще не кончились, а то совсем чего-то туго, - разговорился Алексей, за полтора часа пути то и дело вклинивая свой Nissan Almera между японками-праворулками (их, потрепанных, здесь в разы больше, чем на наших степных просторах) и крепко занесенными сугробами на плохо чищенной дороге. Невероятно, но хваленый путинский тракт проложен без единого деревца в кюветах, – здесь, в безлесном пригороде Красноярска вообще не сажают лесополос (они сильно помогают водителям при вьюгах-переметах) – земля здесь даже летом толком не оттаивает!
Фотография

- Вот сейчас у вас на Волге сколько градусов? Минус 10! А у нас – сам видишь – не больше пяти. Зимы становятся все мягче, за коронные сибирские минус сорок нечасто переваливает. Правда в Енисее и в июле теплее +10 вода не прогревается – течение у него немыслимое – солнцу не прогреть.
Тут же – как только произнесен был Енисей, начались удивительные рассказы про местную рыбалку – неведомых нам «сильных как медведь» тайменей да юрких хариусов (на них остановлюсь позднее).
- К нам на рыбалку из Европы прилетают – вот те крест! Говорят, нигде такой знатной ухи не поймать, да не сварить!
Привирать про дела рыбацкие у нас умеют, потому я эту часть диалога мог и забыть напрочь, если б не телефонный звонок, раздавшийся в тот же день от коллеги-журналиста из Саратова:
- Где-где ты сейчас? Под Красноярском? На рыбалку что ль решил сгонять?
Эти люди – даю 100 процентов - не могли сговориться!
А пока Алексей притормаживает у массивного контрольного пункта - эдакого острога советской постройки:
- Вот он твой Железногорск… Закрытый ото всех железный город. Дальше без спецпропуска здесь тупик. Я пока табаку куплю и погляжу, чтоб охрана пустила тебя внутрь контрольного пункта – а то замерзнешь с непривычки-то. Шучу! Бывай, братан!
Фотография

Из истории Железногорска
26 февраля 1950 года было издано постановление Совета Министров СССР, подписанное И. В. Сталиным, о строительстве Комплекса по производству оружейного плутония. Секретный комплекс и закрытый город при нём строили подразделения Минобороны, МВД и заключённые ГУЛАГа.


Фотография

Продолжение следует…

Автор: Сергей ГУБАНОВ
0
Нравится