АРХИВ:

Мама не имеет права на отчаяние

09.04.2024 13:06 | 1976#
Мама не имеет права на отчаяние

Благообразная просто одетая женщина переступила порог редакции «Сути» ближе к обеду, успев за первую минуту разговора извиниться за визит несколько раз – вот она, тактичность старшего поколения! Вижу, что привела женщину к нам что-то нерядовое, нетипичное. Журналистская чуйка меня не подвела!

- Имя мое – Разумова Валентина Николаевна. А привел меня к вам вот этот газетный номер.
Визитерша недолго роется в своей сумочке и достает февральскую «Суть», открытую на нужном месте. Там – рассказ о 6-летнем мальчике, который победил в Питере на особой олимпиаде для умников. Иллюстрирует статью его фото с молодыми наставниками  - парнем и девушкой.
- Помню такое, сам писал. И?...
- Помогите мне связаться с этим парнем. Один в один – мой сын, давно пропавший. 
После этой фразы в изумлении откладываю самые срочные дела. Потом отключаю и мобильник, чтоб ничем не отвлекать вдруг расплакавшуюся собеседницу...

Для Балакова судьба Валентины Николаевны самая типичная. Приехала она в этот только начинавший расти и шириться город, всего в 16 лет – в 1965 году. Поступила в ПТУ-43 на технолога химического производства. Куда с такими корочками отправлялись девчата сотнями и тысячами? Правильно, на колоссальное и очень вредное производство  - завод Химволокно. Замужество (март 1970-го), материнство – все как положено. Старший Алексей появился на свет в 1971-м, дочка Наталья – семью годами позже. Молодая Валентина успевает отучиться в нашем политехе, в итоге становится начальником смены, уйдя не пенсию по первой сетке вредности, которую как известно, просто так никому не дают, в 45 лет, когда жизнь у многих только начинается. Согласны, что биография как будто списана с трудовых книжек тысяч наших землячек? Но вот дальше…
С особым теплом Валентина Николаевна рассказывает о работе, которая заняла 20 лет ее неугомонной жизни. В том самом родном 43-м, что выписало ей путевку в жизнь, она до недавних времен трудилась мастером производственного обучения в группе лаборантов. Естественно, знала там всех и каждого. Как и ее знали, как оказалось, слишком многие.

ОТКРОВЕНИЯ И ОБВИНЕНИЯ
Размеренная жизнь семьи Разумовых взорвалась беспощадными осколками в один миг. Этой был 2000-й, кто подзабыл - год миллениума. Почти 30-летний тогда сын Разумовых остался ночевать на родительской даче, что на сбросном канале, славящемся прежде недурной рыбалкой. Алексей зацепился языком с соседом по даче в почтенных годах, который скинулся с ним на двоих, а куда бежать – особого секрета не было. Присели на вечерней зорьке, слово за слово полился разговор.
- Дело в том, что этот сосед был моим коллегой по училищу – звать его Геннадием, он давно уже не на этом свете. Я даже спрашивала его: Ты что сыну наплел? Ты что натворил? В ответ только пожимал этот Гена плечами – мол, пьяный был, - принимается опять плакать о былом наша читательница.
Этот разговор по душам был в канун весны, а редакция каких только февральско-мартовских ходоков за эти годы не видывала. Уж простите, но я нарочно заводил с Валентиной Николаевной разговоры на самые разные темы – пытался определить, как говорят доктора, ее психотип. Но ни в чем, ни единым словом не проявила она себя как-то подозрительно, - здраво рассуждающая женщина, но с большой незаживающей раной в душе. Но вернемся к вечеру, с которого все и обрушилось в ее жизни.
- Так вот, в разгар дачного застолья этот самый Геннадий (фамилию его опущу, пусть спит себе спокойно там, где упокоен – авт.) вдруг говорит: «Я тебе сейчас важное скажу. А как ты думаешь, Алеша, родные ли тебе твои родители?». В этом месте даю испить из стакана воды рассказчице – она просто разрыдалась в этом воспоминании. Но заставила себя продолжить:
- Мой сын, как любой нормальный человек, ответил, что мамка с папкой ему конечно же родные – а как иначе? Но Гена гнул свое необъяснимое: «А вот и нет! Мамка – твоя родная, а вот живешь ты не со своим природным отцом. А я достоверно знаю, что он с Ивановской области!».

Раскрывать все «тайны» соседушка не стал, завалившись спать. Алексей назавтра, когда пришел домой, в лоб ошарашил мать:
- Рассказывай мне всю правду.
- Какую правду? Ты о чем?
- Сама знаешь. Мне Геннадий все про тебя рассказал.
Материнские слезы, отцовское недоумение, нервные вопросы и обвинения сына. Вот такую семейную драму устроил дачник, жаждавший выпить и забыться.
В этом месте повествования Валентина Николаевна принимается объяснять мне спустя почти четверть века после, что она – честная жена, что вообще не понимает сказанного в злом навете. Что никакого объяснения тому поступку в принципе не может дать и сейчас, спустя много лет. Признаться, никакого желания у меня не было расспрашивать именно об этом – совсем личном – у 74-летней женщины. Каждый из нас живет со своей совестью, принципами и – главное – никто никому не судья. Тем более, совсем посторонний человек. Но вернемся в начало века.

Фотография

СЫН ПРОПАЛ НЕ СРАЗУ
 Через считанные дни после описанных события, после дня рождения племянника, которому подарил велосипед, Алексей сгинул, оставив правда записку: «Уезжаю в командировку. Насколько, не знаю». В последние годы Разумов-младший работал по вахтам, график которых был лишь у него в голове. Успев жениться и развестись, он нажил сына, которого в разводе видел редко. Сейчас взрослый внук Разумовых знает об отце только с рассказов любящих бабушки и дедушки, в том числе и о его изчезновении.     
- Сначала мы особо не беспокоились  - думали, он в поселок Горный вернулся, где в последнее время завод строил – он КИПовцем был. Но к октябрю, на свой день рождения сын не приехал, вот тогда-то мы и забеспокоились, - вздыхает рассказчица, которую я уже начал звать тетей Валей. – Мы с его отцом и в Горный этот ездили – нет его там, и по городу ходили. Где он на продбазах подрабатывал. И в милицию ходили, и запросы в Москву посылали, и в передачу «Жди меня» писали. Да кому он кроме как своим родителям нужен?
Надо понимать, что в описываемые нами годы мобильных телефонов у простых людей еще не было. Зато городские были почти у всех. И Валентина Николаевна абсолютно уверена, что сын ей домой звонил. Дважды.
- Первый раз он назвал имя своей сестры и попросил позвать к телефону. Видимо перепутал номера. Я его голос узнала, он видимо тоже узнал меня, потому бросил трубку. Второй звонок был через несколько лет – тогда он ничего не говорил. Молча слушал лишь как я Аллёкала. Но материнское сердце не обманешь – это точно был он! А еще моя сестра  - его тетя – клянется, что видела его однажды из окна транспорта шедшим по родному Балакову с женщиной и мальчиком. Остановиться – окликнуть его не было никакой возможности, но почему я не должна ей верить?
И вновь безутешные слезы. И рассказа о том, что Леша был лучшим сыном на свете, рос ласковым, уважительным, заботливым – а что еще мать может сказать? Правда женщина обмолвилась, что совсем молодым сын влип в, скажем мягко, религиозную общину, гремевшую тогда далеко за пределами региона скандальными событиями. Родителям его оттуда пришлось вызволять. Какое это имеет значение для данной истории? Напрямую – никакого. Разве что описывает портрет сына, в психе лишившего себя и родителей и своего сына.
Та же материнская чуйка заставляет тетю Валю думать о том, что характер и наклонности сына могли довести его до потери паспорта и рабства на условных плантациях: - Почему-то думаю, что в горах кавказских овец всю жизнь пасет. Не спрашивайте, почему так думаю, сама не знаю. Но уверена, что он живой, и за эти годы с ним ничего страшного не стряслось.
Фотография

ПРОСТИТЬ И ПОКАЯТЬСЯ
А что же молодой герой нашей статьи, который невольно смутил героиню этого сюжета. Фотографии беглеца его мама принесла с собой, потому берусь сверять. Такая же кучерявость, схожий овал лица. Но тот, в ком женщина в полном отчаянии увидела своего сына, по годам даже младше ее внука. Как бы кто на кого похож ни был, но огромная разница в возрасте – это приговор любой надежде. Уверяю в этом гостью, она резонно соглашается. Потому решаем ничем не беспокоить «двойника».
Без капли раздумий Валентина Николаевна соглашается на эту публикацию. С подлинной фамилией и фотографиями сына. Вот уже 24-й год мама ждет своего любимого сына. Чтобы покаяться, если он держит на нее зло. И конечно же по-матерински, прижав к выкормившей груди его кучерявую голову, немедленно простить за все, что он себе навыдумывал и на горе родителей сгинул.
Всмотритесь в фотографии. Алексей Валерьевич Разумов, 1971 года рождения (полных 52 года). Окончил среднюю школу № 6 и ПТУ-43 г.Балаково. Исчез осенью 2000 года (23 года назад). В случае, если Вы обладаете любой, даже самой незначительной информацией о его возможной местонахождении, просьба позвонить автору этих строк по тел. 8-927-102-13-94. Я свяжу вас с его мамой, надеющейся на лучшее. Копию статьи отправляю в телепроект «Жди меня».
Фотография

Автор: Сергей Губанов
2
Нравится